Перцептивный образСтраница 2
Константностью восприятия называется относительное постоянство свойств воспринимаемых объектов и ситуаций при существенном изменении условий восприятия, т.е. то, когда изменение фоновых характеристик в определенном диапазоне не влияет на величину признака воспринимаемой фигуры. В Других обстоятельствах имеет место прямо противоположный эффект, но эти случаи мы квалифицируем как иллюзии восприятия. Наиболее известными видами константности являются константность величины, формы и цвета. Фигура человека, который удалился от нас с расстояния в 3 метра на расстояние в 30 метров, не становится для нас меньше в 10 раз, хотя его изображение на сетчатке нашего глаза изменилось именно таким образом. Если предъявлять испытуемому кольца под разными углами в линии взора, в определенном диапазоне они будут восприниматься как кольца, хотя проекцией их на сетчатке будет эллипс. Классическим является пример Э. Геринга: кусок угля на ярком солнце может отражать света больше, чем мел на рассвете, тем не менее уголь на солнце будет восприниматься как черный, а мел на рассвете как белый.
Одним из исследователей, анализировавшим проблему константности, был Г. Гельмгольц. С его точки зрения, константность восприятия является результатом бессознательных умозаключений. Так, факты константности восприятия цвета он объяснял тем, что, видя одни и те же объекты при разном освещении, мы формируем представление о том, как этот предмет будет выглядеть при белом свете. Поскольку наш интерес целиком связан с постоянством цвета объектов, то мы учимся игнорировать изменения цвета, обусловленные изменениями освещенности. Теорию Гельмгольца можно квалифицировать как интеллектуалистическую. Его оппонентом выступил, в частности, Э. Геринг. Он пытался объяснять механизмы константности периферическими факторами. Дискуссия, начало которой положило столкновение позиций Гельмгольца и Геринга, характеризует одну из магистральных линий развития всей проблематики, относящейся к сфере восприятия. В частности, С.В. Кравковым были проведены специальные исследования, в которых были получены данные, противоречащие периферической теории. Он вводил в глаз атропин, исключая тем самым зрачковый рефлекс, однако константность размера сохранялась.
Важное значение для понимания механизмов перцепции имеют исследования иллюзий восприятия, классическими примерами которых являются иллюзии веса, объема, величины. Если испытуемому предложить несколько раз подряд поднять одновременно двумя руками пару предметов, заметно отличающихся по весу (объему), а затем дать пару предметов, одинаковых по весу (объему), то в той руке, где до этого был предмет более тяжелый, вес будет восприниматься меньшим. Эта иллюзия имеет эквивалент и для зрительного восприятия. С помощью тахистоскопа многократно экспонируется пара неравных кругов. Предъявленная затем пара одинаковых кругов оценивается как неравная.
Проблемы психологии восприятия – это в первую очередь проблемы психического синтеза. Важно понять (объяснить), каким образом оказывается возможным построение и удержание образа значимого объекта в хаосе воздействий, падающих на человеческое тело, каким образом происходит выделение сигнала из шума, за счет чего происходит разделение фигуры и фона. Исследование механизмов перцепции преимущественно шло в направлении обнаружения условий, ведущих к ошибкам восприятия, к возникновению иллюзий. При этом оказалось, что и ошибки, и иллюзии возникают, если ограничено время восприятия. Не случайно многочисленные эксперименты были проделаны с использованием тахистоскопа. При очень коротких экспозициях было зафиксировано отсутствие дифференцировки фигуры и фона; возникало впечатление гомогенной картины. По мере увеличения времени экспозиции постепенно происходит выделение границ экспонируемой фигуры, пока. наконец, восприятие не примет устойчивый характер. Иной способ зашумливания экспонируемого объекта используется тогда, когда границы фигуры и фона размываются за счет пространственной удаленности или когда экспонат маскируется другими изображениями. При этом перед испытуемым ставится задача выделить называемый в инструкции объект, найти определенный маршрут в лабиринте и т.п.
Выводы
Исследованиями сектора логопедии института дефектологии установлено, что среди неуспевающих учащихся начальной школы немалую часть составляют дети с отклонениями в речи, что лишает их необходимой готовности усваивать звуковой состав слова, а следовательно, письмо и чтение.
При овладении в дошкольном и младшем школьном возрасте словарны ...
Научная гипотеза
Гипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной проверке. Первые входят в структуры теорий в качестве основных частей. Теоретические гипотезы выдвиг ...
Понятие возраста в психологии
Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:
1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);
3) Психологический возраст - определ ...