Информация » Особенности восприятия и понимания человека человеком » Характеристика процесса понимания человека человеком

Характеристика процесса понимания человека человеком
Страница 1

По данным Саймондса и Холландера правильное понимание человека как личности образуется у общающихся с ним людей при не очень длительном и, главное, при не очень тесном знакомстве. На характер оценки человека как личности другими влияет то, насколько много информации этот человек вольно или невольно представляет о себе людям, для которых он оказывается в роли объекта познания. Вместе с тем это количество информации о другом человеке не должно быть слишком большим – иначе у окружающих его людей сложится о нем неадекватное представление. Развитие тесных контактов между людьми может привести к тому, что субъект будет с опозданием фиксировать или даже вообще не замечать изменения во внутреннем мире другого человека и строить свое поведение по отношению к последнему исходя из устарелых представлений о его личности. В этом случае развивается явление «эффект ореола» - распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и качеств личности (в условиях дефицита информации). При формировании и развитии первичного впечатления о человеке эффект ореола может выступать:

1) в форме позитивной оценочной пристрастности — «ореол положительный»: если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то далее все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону; в них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооцениваются или не замечаются;

2) в форме негативной оценочной пристрастности - «ореол отрицательный»: если общее первое впечатление о человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества или поступки позднее или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам [5; с.630].

На понимание человека человеком влияет также:

1) «эффект первого впечатления» - выражается в том, что очень часто при оценке некоего человеке или черт его характера придается наибольшее значение первому впечатлению. Все последующие сведения о нем, противоречащие созданному образу, отбрасываются как случайные и нехарактерные [5, с. 629].

2) «эффект дезинформации» - возникает тогда, когда человек, присутствовавший при другом человеке, получает ложную информацию о нем и позднее выстраивает эту дезинформацию в свою память [3, с. 749].

В содержание понятия личности входят, как правило, лишь те качества, которые человек, исходя из своего опыта общения с людьми и познания их, успел в этой личности рассмотреть в конкретных условиях своего взаимодействия с нею. В очень многих случаях познание человеком другой личности сводится к отнесению её на основании оценки ее поведения и действий лишь к определенной категории людей. При таком неполном познании в личности неизбежно остаются нераскрытыми черты и признаки, составляющие её индивидуальность. Из-за неполноты фиксирования качеств, присущих личности, индивид понимает эту личность очень часто более или менее схематично и упрощенно 1, с. 170-179]. Умозаключения о внутренних качествах людей в таких случаях осуществляются на основе случайных ассоциаций внешнего сходства фактически совершенно различных людей.

Обязательным компонентом мыслительного процесса, направленного на постижение сущности того или иного конкретного человека как личности, является актуализация в сознании познающего субъекта психологических знаний, накопленных им в ходе взаимодействия с людьми, опора на обобщения, сформировавшиеся у субъекта при познании других людей.

Э.Холл в очерке «Наш безмолвный язык» обращает внимание на то, что обычаи народа или общественной группы, к которым принадлежит человек, непременно «говорят свое слово», когда у него складывается впечатление о новом для него человеке. У каждого человека под влиянием общества, членом которого он является, формируются общие нравственно-эстетические требования к другим людям и образуются воплощающие эти требования более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми он дает оценку окружающим его людям. Одновременно у него складываются и требования к людям, связанные с занимаемым ими конкретным положением в обществе и выполняемой ими ролью в том или ином виде деятельности. Соответственно этим требованиям у него возникают определенные эталоны, с которыми он сопоставляет лиц, выполняющих данную общественную функцию. На формирование этих эталонов, которые используются человеком при оценке окружающих его людей, в очень сильной степени влияет его личностный опыт труда, познания и общения.[1, с. 180-183].

Страницы: 1 2


Самокритика
Находясь в социальных ситуациях либо ожидая столкнуться с такими ситуациями в будущем, избегающие пациенты часто имеют ряд самокритических автоматических мыслей. Эти мысли вызывают дисфорию, но редко оцениваются, поскольку пациенты предполагают, что они справедливы. Эти мысли являются результатом вышеописанных негативных схем. Типичные ...

Структура Я–концепции
Имея возможность убедиться, во многих психологических теориях Я–концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует не ее универсального определения, не единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения ее отдельных аспектов. Чтобы внести ясность в эту ситуацию, предлага ...

Исследование профессиональной мотивации студентов. Цель, задачи исследования
Цель – исследование профессиональной мотивации студентов педагогического ВУЗа. Задачи исследования: 1) Выявить мотивационный комплекс студентов; 2) Определить преобладающий тип профессиональной мотивации (внутренняя, внешняя положительная, внешняя отрицательная мотивация) в группе; 3) Определить уровень мотивации профессионально ...