Нормативный прогноз
Работа с детьми предполагает учет фактора развития. Значительная часть проявлений детей, в особенности поведенческого уровня, с течением времени неизбежно будет заменена другими в соответствии с изменениями, присущими возрастным сдвигами. Принятие гипотезы о том, что любое проявление поведения ребенка имеет какое-то приспособительное значение, и в этом смысле позитивно, помогает взрослым - педагогам и родителям оставаться по позициях заботливого родителя в тяжелых и непонятных ситуациях. Для нормального развития и функционирования любой ребенок нуждается в существовании позитивной "Я - концепции". Ребенок строит ее сам, но обязательно при помощи взрослых. Именно поэтому взрослым необходимо иметь позитивную концепцию развития ребенка. Иными словами взрослым необходимо ответить на вопрос: каков же положительный образ данного ребенка, каковы его позитивные черты.
Воспитывающие "трудного" ребенка взрослые тоже нуждаются в определенной поддержке. Например, в отреагировании своих эмоциональных переживаний не меньше, чем сам ребенок. Потребность поделиться трудностями и найти понимание своим чувствам создает основу заинтересованности педагогов и родителей в специальных занятиях по поводу "трудных" детей.
Предлагаемые методы коррекционной работы основаны на перечисленных выше положениях и имеют следующие особенности:
Комплексный подход к решению проблем:
А) учет всех основных подсистем социальной структуры в которую входит ребенок: подсистема учителя-дети, подсистема родители-дети, подсистема сверстников;
Б) работа может проводится во всех системах параллельно, или в каждой из под систем в отдельности, или в различных их сочетаниях;
Позитивный подход к решению проблем. Реализация принципа развития:
А) работа ориентирована не на искоренение недостатков, а на выявление и развитие сильных сторон личности ребенка;
Б) делается акцент на реальные возможности ребенка (изучаются его индивидуальные и возрастные особенности).
Предоставляется возможность краткосрочной работы. Требуется немного времени и по продолжительности каждого занятия, и по общему числу занятий. Краткосрочность - важное условие возможности включения психокоррекционных методов в реальность школьной жизни.
Специально организованная коррекционная работа решает следующие задачи:
профилактика или восстановление нарушенных отношений учителей с "трудными детьми";
восстановление и укрепление позитивного восприятия и принятия родителями своего ребенка;
повышение коммуникативной компетентности детей в общении со сверстниками;
Следствиями коррекционной работы с применением предлагаемых методов являются изменения, относящиеся к характеристиками "психологического клиента" и "профессиональной компетентности":
привлечение внимание детей к личности ребенка, его эмоциональным потребностям, тренировка умения замечать и видеть сильные стороны в окружающих приведет к улучшению психологического климата в школе;
улучшение эмоционального самочувствия родителей, снижение чувства вины к повышению конструктивности в отношениях с детьми и школой;
одно из следствий работы с детьми - уменьшение конфликтности детского коллектива.
Коррекционная работа с родителями и с педагогами должна проводится школьным психологом или специально обученным педагогом. Работа с группой детей требует квалификации в области групповой работы.
Для занятий отбираются дети с "плохим поведением", либо "чрезмерное зажатие" дети". Взаимодействие детей с полярными проявлениями в поведении позволит им лучше понять друг друга, увидеть сильные и слабые стороны своего поведения.
Интерпретация результатов
Респондент 1.
Девушка, 22 года. Образование неоконченное высшее – обучается на четвертом курсе в университете, работает в модельном агентстве. В анкете указала псевдоним – «Кисочка», что может говорить о кокетстве, желании понравиться людям, возможно, приписывание себе качеств, присущих этому животному – самостоятельность, стремление к ...
Формирование отношений больного с церебральным параличом с членами семьи и
посторонними людьми
Как уже отмечалось, для любого ребенка самым важным человеком для постижения окружающего мира, формирования отношений к нему является мать. Самыми значимыми, во многом определяющими отношения с другими людьми, являются отношения с ней, с отцом, с другими членами семьи. Так как по сравнению со здоровыми детьми больной с церебральным пара ...
Значение экспериментального метода для развития психологии
В психологии до сих пор отсутствует общепринятый взгляд на эксперимент, его роль и возможности в научном исследовании.
Создатель ленинградской школы психологии Б.Г. Ананьев особо подчеркивал роль эксперимента в психологическом исследовании.
Психология как наука началась с введения эксперимента в свой арсенал методов и на протяжении уж ...