ЗаключениеСтраница 1
В результате проведенного исследования межличностной аттракции и ее проявления между людьми, можно сделать следующие выводы.
Определено, что под межличностной аттракцией понимается формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга. В последнее время начинает пониматься сложность феномена межличностной аттракции, его динамическая и процессуальная природа.
Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств — от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции.
Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой — какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.
Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, которая уже отмечалась выше, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.
Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам.
Выделены различные уровни межличностной аттракции: симпатия, дружба, любовь.
Особо следует отметить, что в отечественной социальной психологии исследования межличностной аттракции весьма немногочисленны.
Приложение 1
Текст опросника
1. Мне было бы очень тяжело, если бы пришлось жить без 3 него (нее)
- да, это так
- вероятно, это так
- вряд ли это так
- это совсем не так
2. Когда мы вместе, у нас всегда схожее настроение
- да, это так
- вероятно, это так
- вряд ли это так
- это совсем не так
З.Я могу сказать, что он (она) принадлежит только мне
- да, это так
- вероятно, это так
- вряд ли это так
- это совсем не так
4. Он (она) очень умный человек
- да, это так
- вероятно, это так
- вряд ли это так
- это совсем не так
5. Для него (нее) я готов(а) абсолютно на все
- да, это так
- вероятно, это так
- вряд ли это так
- это совсем не так
6. В большинстве случаев он (она) нравится людям почти сразу же после знакомства
- да, это так
- вероятно, это так
- вряд ли это так
- это совсем не так
7. Когда мне плохо, то хочется поделиться только с ним (ней)
- да, это так
- вероятно, это так
- вряд ли это так
- это совсем не так
8. Я думаю, что мы с ней (ним) внутренне похожи друг на друга
- да, это так
- вероятно, это так
- вряд ли это так
- это совсем не так
9. Я чувствую себя в ответе за то, чтобы ему (ей) было хорошо
- да, это так
- вероятно, это так
- вряд ли это так
- это совсем не так
10. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее)
- да, это так
- вероятно, это так
- вряд ли это так
- это совсем не так
11. Мне приятно чувствовать, что он (она) доверяет мне больше других
- да, это так
- вероятно, это так
- вряд ли это так
- это совсем не так
12. Он один из самых обаятельных мужчин (она одна из самых обаятельных женщин), которых я знаю
- да, это так
- вероятно, это так
- вряд ли это так
- это совсем не так
13. Мне было бы очень тяжело, если бы пришлось жить без него (нее)
- да, это так
Описание развивающей программы игр и упражнений (разработанной
автором)
При составлении программы развития мы использовали методические пособия О.М. Дьяченко, Венгер В., Поу Р., Кравцова Е. Е и других авторов, придерживаясь следующих принципов:
формировать у детей необходимые для этого речевые и мыслительные навыки;
новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании;
содержание развивающих техни ...
Возрастные различия в проявлении детской агрессивности
Маленький ребенок, находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.), старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над т ...
Метод самонаблюдения
Метод самонаблюдения - получение эмпирических психологических данных при наблюдении за самим собой. За счет сопоставления результатов самонаблюдения, представленных в более или менее вербализированном протоколе о текущей индивидуальной жизни, с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, происходит постулирование их принципиал ...