Информация » Воображение как психический познавательный процесс » Практические аспекты изучения воображения у детей дошкольного возраста. Описание диагностических методик для изучения уровня развития воображения у детей дошкольного возраста

Практические аспекты изучения воображения у детей дошкольного возраста. Описание диагностических методик для изучения уровня развития воображения у детей дошкольного возраста
Страница 1

Для изучения воображения в психологии разработано достаточно много методов и методик. Так, например для изучения воображения у детей дошкольного возраста используются следующие диагностические методики : « Неполные фигуры», «Рисунок», «Скульптура», «Нелепые картинки», «Заполнение отсутствующих деталей в изображении» и т.д.

Для оценки развития воображения в младшем школьном и подростковом возрасте используются диагностические методики : « Круги Торренса » , « Две линии », « Придумай рассказ », « Незаконченный рисунок » и т.д.

Так как в дошкольном возрасте воображение носит активный характер, происходит рост производительности воображения, появляются элементы творчества, необходимо подобрать ряд диагностических методик для оценки развития воображения у детей дошкольного возраста. Рассмотрим некоторые из них :

Методика №1 «Неполные фигуры» Е.П. Торренс [ 19,с. 93 ].

Цель: выявить уровень развития творческого воображения.

Возраст: предлагается для детей 5-7 лет.

Стимульный материал: изображения геометрических фигур на отдельных листах бумаги, цветные карандаши ( см. прил.1).

Ход проведения: Испытуемому даётся следующая инструкция: « Сегодня мы будем рисовать интересные картинки из знакомых геометрических фигур.

Посмотри на свой лист, используя данную фигуру ,нарисуй картину» . Ребёнку предлагается одна из геометрических фигур, изображенная на чистом листе бумаги (в центре), цветные карандаши. На выполнение задания отводится 10-12 минут. Затем работу забирают и поочередно предлагают следующие фигуры.

После дорисовывания фигур дают задание, в котором требуется дорисовать элемент предмета.

Ход проведения:

Испытуемому дается инструкция: « Посмотри на этот лист. Здесь нарисована часть какого-то предмета. Дорисуй её так, чтобы получилась картина».

Ребёнку дают лист бумаги с изображением элемента предмета, цветные карандаши. Для работы отводится 10-12 минут.

Обработка и анализ результатов:

Работы оцениваются в баллах:

0 баллов- задание не выполнено;

1 балл- дорисовывает фигуру (элемент), но уже с разными деталями;

2 балла- изображает отдельный предмет, но уже с разными деталями;

3балла- изображает предмет, включенный в какой-то воображаемый эпизод, вокруг объекта появляется «поле вещей»;

4балла- изображает несколько объектов по воображаемому сюжету;

5баллов- изображает предложенную фигуру (элемент) как второстепенную деталь образа в каком-то воображаемом сюжете.

Методика №2 тест « Составление изображений объектов» Л.Ю.Субботина [ 27,с.22 ].

Цель: исследование особенностей воссоздающего воображения.

Возраст: предлагается для детей от 5-12 лет.

Стимульный материал: изображение круга, треугольника, трапеции прямоугольника, на отдельном листе , цветные карандаши ( см. прил. 2).

Ход проведения:

Испытуемому дается инструкция: « Посмотри, перед тобой изображено несколько геометрических фигур, нарисуй лицо используя только данные фигуры. Каждую фигуру можно рисовать несколько раз, менять её размеры, но нельзя добавлять другие фигуры и линии.»

Объекты для рисования: лицо, клоун, домик, кошка, дождь, радость.

На каждое изображение даётся около 5 минут. Оценка результатов проводится по ряду параметров:

1. Изображены ли все заданные объекты;

2. Реалистичность изображения;

3. Уникальность изображения;

4. Использование в изображении всех предложенных фигур.

Каждый пункт оценивается по пятибалльной системе, считается общее число баллов. Чем больше величина, тем лучше развито воссоздающее воображение.

1балл- за каждое изображение, которое ребенок обозначил требуемым инструкцией объектом, даже если оно и не похоже.

2балла- за изображение, которое оценивается «можно и так».

3балла- за изображение в котором используются все предложенные фигуры в гармоническом сочетании.

4балла- за изображение, использующее все фигуры и достаточно реалистичное.

5баллов- за изображение с использованием всех предлагаемых фигур в оригинальной и остроумной комбинации.

Методика №3 « Скульптура» [ 15,с.254 ].

Цель: исследование особенностей творческого воображения.

Страницы: 1 2


Команда, участвующая в психодраме
В самом начале психодрама проводилась в виде групповой, супружеской, семейной терапии. Наличие участников группы, которые служат помощниками, а также директора и отдельного протагониста, выявляемого из группы, привело к созданию понятия команды психодрамы. Это основывается на предложении, что каждый участник команды должен осуществить р ...

Мотивы деятельности
Это побуждение к действию, то ради чего ребенок учится. Мотивы деятельности Учебная задача Учебное действие преобразование моделирование Система мотивации включает в себя следующую группу мотивов: I Учебно-позновательные – они связаны с самой учебной деятельностью, ее содержанием и процессом; II. Мотивы, связанн ...

Профилактика панических реакций
1) Основу профилактики любых психологических явлений составляет анализ особенностей возникновения и течения различных форм индивидуальных и коллективных реакций страха (паники). 2) Профотбор лиц для работы на опасных видах труда и особенно руководителей производственных коллективов (существуют личности с повышенным уровнем риска). Нако ...