ВведениеСтраница 1
Каждый человек, независимо от верования, образования и интеллектуального уровня, мечтает о хорошей жизни. Обычно это понятие связывают с материальным достатком, здоровьем и счастьем в личной жизни. Таковы обычные пожелания, звучащие в адрес взрослого человека.
Предполагается, что каждый из нас недополучил чего-то заслуженного. Желая счастья, мы внушаем человеку, что он несчастлив. Это один из многих парадоксов общения.
Несчесть числа случаев, когда говорится одно, понимается другое, а подразумевается третье. Аналогичные проблемы существуют с неживой природой и жизненными обстоятельствами. Уж очень часто жизнь бьет ключом и все по голове. Очень хочется дать сдачи, но где у природы голова и где требуемый ключ?
В свое время автор, мучимый подобными вопросами, обратился к популярной психологической литературе. В ней, как и в теологических публикациях, было много ответов, почему все так запутанно, но слишком мало советов, как это поправить. Единственно ценное, что удалось там найти, это термин "гений общения", который звучал как приговор: общение – это искусство. Увы, чего Бог не дал, того в лавочке не купишь. Оставалось искать этих гениев или хотя бы упоминания о них. Жизнеописание реальных или выдуманных мастеров общения (Калиостро, Бендер, Мессинг и т.д.) доставляли удовольствие, но не помогали моделировать их поведение. Убеждение в собственной обделенности и бесталанности крепчало. Особенно стало грустно после чтения трудов Карлоса Костанеды. Все замечательно: есть детальные инструкции, развернутые описания методик и практик превращения в мага. Но не хватало одного – учителя (нагваля). А где его взять на российских просторах и сейчас неведомо. Самостоятельные попытки овладеть учением дона Хуана к видимым результатам не привели, что не помешало остаться фанатом их с доном Хенаро взглядов.
Оказалось, что другим повезло больше. Р. Бэндлер и Джон Гриндер (в дальнейшем именуемые основоположниками) нашли таки этих гениев общения. Мало того, оказалось, что каждый их этих титанов имел свою стратегию коммуникации, которые удалось выявить и, более того, смоделировать. Результаты своих трудов они представили в виде набора самостоятельных техник и назвали нейролингвистическим программированием (НЛП). Существует много вариантов объяснения этого тарабарского названия. Но, как показывает анализ, все они были даны постфактум для наукообразия. Наиболее вероятна версия, что это словосочетание – одна из милых шуток в стиле Р. Бэндлера.
Автор, наткнувшись на переводы книг господ основоположников, незамедлительно опробовал описанные в них техники и высоко оценил их достоинства. Их можно кратко сформулировать следующим образом.
1.
Техники сравнительно просты и на редкость эффективны.
2.
Позитивные результаты получаются до неприличия быстро, так что всегда остается червь сомнения: а не морочат ли вам голову?
3.
Эти техники можно применять и к себе, чего до знакомства с НЛП автору вообще не удавалось.
4.
Техники можно менять или комбинировать, что не позволяет им наскучить.
5.
Даже дремучая бесталанность автора позволила эти техники освоить и применять с ощутимым эффектом.
Что же позволяет делать НЛП? При работе с клиентом (общепризнанный термин, обозначающий человека, попросившего вас помочь):
- лишить его того, что заставляет чувствовать себя плохо;
- дать ему то, чего недостает у него во внутреннем мире;
- помочь эффективно учиться у других (моделировать);
- стать более открытым и подготовленным к общению с другими людьми;
- наладить взаимодействие с окружающим миром.
При работе с собой:
- все перечисленное выше;
- увеличение внутренней свободы;
- улучшение самочувствия и избавление от некоторых заболеваний;
- лучшее понимание людей и, как следствие, возможность иметь другой уровень общения;
- нередкое присутствие чувства гармонии с окружающим миром.
Почему же НЛП при таких возможностях не овладело массами?
Значение Я–концепции
Одним из первых, кто выдвинул точку зрения с Я–концепцией, был Леки (1945). По его мнению, индивид является целостной системой, перед которой стоит задача достижения гармонии с окружающей средой. Решая эту задачу, индивид может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нем самом, либо ст ...
Исследования, основанные на отдельных случаях
Учитывая ограниченную возможность обобщения результатов, полученных в неконтролируемых исследованиях, мы имеем очевидную потребность в эмпирическом исследовании когнитивно-поведенческой психотерапии расстройств личности. Но практические проблемы затрудняют проведение исследований, необходимых для развития и усовершенствования когнитивно ...
Тест родительского отношения В.В. Столина и А.Я. Варги.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Данная методика проводилась н ...