Роль стресса в жизни и деятельности менеджераСтраница 1
Жизнь и деятельность менеджера, как мы уже выше указывали, заставляет пребывать в хорошей не только физической, но и, что не менее важно, психологической форме. Групповой тренинг повышения стрессоустойчивости - один из главных приёмов закалить своё внутреннее состояние и оградить себя от множества факторов, влекущих за собой уныние и апатию. Тренинг не только закалит и научит стойко переносить дистресс, но и поможет извлекать полезные моменты из эвстресса. Принципы проведения подобных тренингов основаны на базовых, приведённых выше. Самыми распространёнными же являются рассмотрение стрессовых ситуаций по частям, их обсуждение и ролевое "проигрывание", заставляющее человека испытать стресс в игровых условиях. Далее идёт обсуждение и подробный разбор всех моментов ситуации. Понятно, что менеджера сложно застраховать от всех стрессовых ситуаций, так как их необъятное множество и для каждого человека являются строго индивидуальными в зависимости от характера человека.
Тренинги повышения стрессоустойчивости менеджера в организации можно отнести к виду бизнес-тренингов, так как в них рассматриваются узкоспециальные моменты, которые влекут за собой стрессовое состояние. Выше мы уже указали, что бизнес-тренинги являются средоточием других двух видов тренингов, поэтому в программу входит частично и работа над повышением коммуникативных способностей, определением личностных перспектив и методов их достижения. Эта работа также необходима ввиду того, что без вышеперечисленных компонентов менеджер имеет крайнюю подверженность к стрессу, учитывая специфику его профессиональной деятельности.
Чтобы научиться твёрдо противостоять стрессу, нужно первым делом определить для себя, какие стрессоры несут наибольший вред. Руководитель тренинга обязан иметь уже сформировавшуюся базу знаний о стрессе, о его главных факторах и наиболее распространённых стрессорах, сталкивание с которыми менеджер может впасть в депрессионное состояние и выпасть из обычного активного образа жизни, что неизбежно повлияет как на его работу, так и на здоровье.
Программа тренинга разрабатывается, основываясь на знаниях о понятии стресса, о спецификах профессии менеджера и на общих тренинговых методах, которые рассмотрим ниже.
В групповом тренинге есть свои методики и их не так уж и много (по И.В. Вачкову):
групповая дискуссия;
игровые методы;
методы, направленные на развитие социальной перцепции;
методы телесно-ориентированной психотерапии;
медитативная техника
По И.В. Вачкову
Из приведённых выше методов выделим те, которые больше всего подходят для работы в тренинговой группе повышения стрессоустойчивости. Наиболее простые и в то же время крайне действенные, это групповая дискуссия и игровые методы.
Групповая дискуссия помогает членам тренинга поделиться своим опытом либо страхами в тех или иных ситуациях. Тренингуемым очень полезно видеть и слышать человека с похожими проблемами, это сближает их друг с другом, помогает вести себя искренне по отношению к партнёрам. Этот метод "передачи опыта" помогает группе определить рамки работы тренинга, непосредственно направление пути работы, расставляет для каждого его личные цели, определяет желаемые результаты. Выслушивая поочерёдно всех членов тренинга, необходимо вычленить нужную информацию, по необходимости, дождавшись своей очереди, задать интересующие вопросы, что-то посоветовать, либо в ответ рассказать о подобных тревожащих моментах.
Групповая дискуссия в свою очередь тоже делится на тематическую, биографическую и интеракционную.
Тематическая дискуссия представляет собой обсуждение значимых для всех членов тренинга проблем.
Биографические дискуссии основываются на прошлом опыте.
Интерактивные дискуссии затрагивают взаимоотношения между участниками группы.
Игровой метод также крайне важен и продуктивен, по мнению многих учёных. На первых этапах курса члены тренинга ещё мало знают друг друга и как правило скованы в своих суждениях и мнениях. Для этого проводится масса начальных игр, для того, чтобы тренингуемые привыкли друг к другу, стали смелее, да и просто познакомились. Далее уже следует этап диагностики ситуаций и самодиагностики, то есть анализ собственного поведения в ней. Возможности, которые можно достичь с помощью метода игр, неисчерпаемы и используются очень активно.
Анализ результатов экспериментального исследования
На первом этапе исследования мы провели диагностику адаптации, тревожности и школьной мотивации пятиклассников в начале учебного года.
В диаграмме на рисунке 1 мы видим, что большинство пятиклассников (60%) испытывают беспокойство, находясь в школе. Радость испытывают 36% детей. Треть учащихся испытывают сомнение (32%) и тревогу за буд ...
Предлагаемое решение проблемы. Трудности проблемы
Итак, подытожим трудности, на которые наталкиваются два основных решения психофизической проблемы. Теория взаимодействия оказывается не состоятельной, во-первых, по «энергетическим» соображениям: если психический процесс понимается как нематериальный, то данная теория вынуждена признать возникновение материи из ничего и превращение мате ...
Использование ролевых игр
Ролевые игры можно использовать для развития навыка и преодоления комплексов, как при «тренинге ассертивности». Когда ролевая игра посвящена эмоционально значимой теме, обычно пробуждаются дисфункциональные когнитивные структуры. Они могут быть «проработаны» точно так же, как любые другие автоматические мысли.
В обратной ролевой игре п ...