Информация » Консультация взрослых по проблемам детско-родительских отношений » Особенности консультирования по вопросам детско-родительских отношений

Особенности консультирования по вопросам детско-родительских отношений
Страница 1

Содержание проблем детско-родительских отношений может быть очень разнообразным, от мелких детских капризов и упрямства в дошкольном детстве до полного непонимания и очень сильных нега­тивных чувств в подростничестве и ранней юности.

Психологи-консультанты обычно выделяют следующие проблемы, с которыми обращаются родители:

· ссоры, грубость, замкнутость;

· ложь, воровство, уход из дома;

· непослушание, отказ выполнять требования родителей;

· закрытость, "уход в себя", потеря контакта с ребенком;

· конфликтные отношения с новыми партнерами родителей;

· лень, пренебрежение домашними обязанностями;

· конфликтные отношения с братьями и сестрами;

· отсутствие интересов, "компьютеромания";

· неприятие своей собственной внешности;

· излишняя стеснительность, несамостоятельность;

· проблемы общения с противоположным полом;

· нежелательные друзья, отсутствие друзей;

· неумение постоять за себя [4].

Как правило все эти проблемы, даже если на первый взгляд кажется, что они не касаются детско-родительских отношений, на самом деле так или иначе исходят из сложностей взаимоотношений родителей и детей.

А.Ш. Тазиева отмечает, что чаще всего за помощью обращаются родители, дети испытывают нужду в профессиональной по­мощи значительно реже и обращаются к психологу не раньше, чем в подростковом возрасте. Это понятно, так как, с одной стороны, малыши не осознают своих проблем, с другой стороны, даже подрастая и осознавая их, они не решаются до определенного возраста посягать на родительский авторитет. Поэтому нередки обращения за помощью уже взрослых «детей», имеющих свой родительский опыт. [10].

Самым простым вариантом работы являются те случаи, когда за помощью обращаются родители с временно возникшими проблемами. Такие родители чаще всего не имеют серьезных внутриличностных проблем и сложностей в отношениях как друг с другом, так и с детьми. Они мотиви­рованы на воспитание своих детей, но в силу занятости или психоло­гической некомпетентности, недооценивают важность отношений с детьми. Факт их обращения к специалисту свидетельствует об акту­альности решения назревших проблем. Самое важное в этих случаях со стороны консультанта - проявить понимание и проинформировать о психологических особенностях возраста и тех сложностях, которые могут возникать в связи с возрастом, а также способах их преодоле­ния.

Гораздо большую сложность для консультанта представляют те слу­чаи, когда проблемы отношений с детьми связаны с проблемами са­мого клиента.

Во многих психотерапевтических концепциях ог­ромное значение придается тому, что не переработанный негативный опыт, может проявляться в проблематике детско-родительских отношений в нескольких вариантах. Во-первых, он может осложнять супружеские отношения. Эти сложности чаще всего не осознаются клиентом, но симптомом их вы­ражения может быть негативное отношение к ребенку. Зачастую сложности супружеских отношений зачастую подменяются детско-родительской проблематикой. Во-вторых, негативное неосознаваемое отношение к себе может проецироваться на ребенка и мешать построению теплых эмоциональных отношений с ним.

Наконец, даже в тех случаях, когда клиент понимает, что слож­ности в отношениях с ребенком - это проекция его внутриличностных проблем, он «ничего не может с этим поделать», так как стереотипы по­ведения, сформировавшиеся за счет его собственного негативного опыта, оказываются стойкими и неподдающимися коррекции на осоз­наваемом уровне.

В случае неосознавания проблем клиентом задача психолога-консультанта в процессе работы максимально расширить зону осознавания, а в случае желания, но невозможности изменить свое поведение, поста­раться вместе с клиентом переработать его негативный опыт, форми­руя тем самым новое отношение к себе и к ребенку [9].

Работа с родителями строится по следующим направлениям:

- психологическое просвещение;

- психодиагностика;

- психологическое консультирование.

В психологическом просвещении родителей материалы консультаций меняются в зависимости от их запроса и учета возрастных особенностей детей.

Психодиагностическая работа проводится по запросу родителей, результаты используются в индивидуальном консультировании.

Страницы: 1 2


Теоретические основы проблемы влияния эмоциональных особенностей родителей на формирование умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Общие умственные и творческие спо
Креативность (от лат. – созидание): творческие возможности (способности), которые могут проявиться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; характеризующие личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процессы их созидания. Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет ...

Обобщения и перспективы
Понятие расстройств личности находится в состоянии постоянного изменения. Рассматривая развитие этого понятия в различных изданиях «Руководства по диагностике и статистической классификации психических расстройств» Американской психиатрической ассоциации, мы видим, что теоретические представления, масштаб проблемы, определения и термино ...

Должностные обязанности
2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического и социального благополучия учащихся. 2.2. Содействует охране прав личности ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. 2.3. Определяет факторы, препятствующие развитию детей, и принимает меры по оказанию детям различного вида психологиче ...