Влияние деятельности на психическое развитие ребенка
Страница 1

Внешние и внутренние действия. Жизнь ребенка складывается из выполнения разнообразных действий. Малыш четырех-пяти лет значительную часть времени проводит в играх. Он изображает доктора, который лечит больного, пограничника, парикмахера или учителя. Кроме того, он рисует, возводит дворцы из строительно­го материала, слушает сказки и рассказы, дежурит по группе в детском саду, помогает маме накрывать на стол .

Все эти действия можно определенным образом сгруппировать, отнести к разным видам деятельности. Деятельностью на­зывается совокупность действий, отвечающих од­ним и тем же побуждениям. Так, действия ребенка в сюжетно-ролевой игре могут быть очень разными (одно дело — изображать шофера, совсем другое — воспитательницу), но все они служат для разыгрывания той или иной роли и побуж­даются интересом ребенка к жизни взрослых.

Деятельность включает как внешние, практические действия, так и внутренние, психические. Ведь для того, чтобы, например, играть в доктора, недостаточно просто вставлять палочку под мышку кукле. Нужно представлять себе, что кукла — это больной ребенок, а палочка — термометр. Внешние игровые действия реа­лизуют замысел игры, который строится в уме.

Когда ребенок овладевает новым для него видом деятельнос­ти, он постепенно усваивает и те действия, которые для него необходимы. И общий путь такого усвоения состоит в том, что сначала все действия усваиваются во внешней форме, а потом некоторые из них становятся внутренними, психическими. Это легче всего заметить на примере действия с предметами. Наблю­дая за тем, как дети разного возраста выполняют одни и те же задания, можно обнаружить, что внешние действия переходят во внутренние.

Если ребенку двух лет дать доску с двумя вырезами — квад­ратным и круглым — и два вкладыша такой же формы и пока­зать, как вкладыши вставляются в отверстия, он обычно, подра­жая взрослому, берет первый попавшийся вкладыш и пытается втиснуть его в любой вырез. Если вкладыш не лезет, ребенок нередко начинает его вколачивать и только после дополнительно­го указания взрослого переносит к другому отверстию и, наконец, вкладывает. Ребенок немного постарше — года в два с половиной— действует несколько иначе. Он тоже берет вкладыш без выбора и подносит его к одному из отверстий. Однако теперь уже не вколачивает то, что не влезет, а сразу обнаруживает ошибку и без дополнительной помощи исправляет. Он научился сначала пробовать, потом делать. Ребенок трех лет уже не нуждается в пробах, а, только посмотрев на отверстия и вкладыши, размещает их верно. Это значит, что сравнение формы отверстий и вклады­шей он теперь выполняет в уме. Откуда появилось это внутреннее действие, которым еще полгода назад малыш не владел? Его ис­точником стали те пробы, которые раньше ребенок делал руками. Продолжим опыт, предложив тому же трехлетке другую, несколь­ко более сложную задачу. Перед ним размещается простейший рычаг. На гвоздик, вбитый в стол, надета линейка с дырочкой посередине. Один конец линейки повернут к ребенку, сидящему за столом, и он его может достать. На другом конце укреплена привлекательная картинка. Взрослый сразу бы понял, что линей­ка поворачивается вокруг гвоздика и, для того чтобы достать картинку, нужно ближний конец оттолкнуть от себя. Но трехлетка, оказывается, этого не понимает. Он пытается тащить доступный конец линейки к себе и, только убедившись в том, что картинка при этом не приближается, меняет направление движения.

Для ребенка четырех лет такая задача уже вполне доступна: он проделывает нужную пробу в уме и сразу толкает ближний конец линейки от себя. Но это вовсе не означает, что теперь он может решать в уме любые задачи. Дадим ему несколько пало­чек и попросим посчитать, сколько будет 2 + 3. Скорее всего, ребе­нок (конечно, если он умеет складывать) сначала отсчитает и отложит в сторону 2 палочки, потом отдельно еще 3, затем сдвинет их все вместе и заново пересчитает. Безусловно, в конце кон­цов, наступит день, когда ребенок начнет считать в уме, без внеш­них перемещений палочек, но еще и тогда будет помогать себе, загибал пальцы .

Из этих примеров видно, что на протяжении дошкольного дет­ства образуются новые, все более сложные внутренние действия. Но чтобы такое образование происходило, перед ребенком долж­ны возникать все более сложные задачи и он должен учиться их решать. Так и получается в действительности.

Новые задачи все время ставит перед ребенком сама деятель­ность, которая его привлекает и которой он стремится заниматься. Он учится делать все более красочные и подробные рисунки, все более разнообразные постройки, изображать в играх все более широкий круг событий окружающей жизни.

Страницы: 1 2


Построение психотерапевтических отношений
Большинство пациентов с расстройствами личности сильнее нуждаются в близких, теплых отношениях с психотерапевтом, чем пациенты с острыми расстройствами типа тревоги или депрессии (Ось I). При остром расстройстве психотерапевт обычно исполняет роль авторитета, который знает, какие процедуры необходимы, чтобы помочь пациенту снять болезне ...

Принцип осознания поведения. Правило обратной связи
Крайне важным моментом является научить участников объективно смотреть на своё поведение, давать ему оценку, видеть свои недостатки и, наоборот, сильные стороны. Делать так называемый переход от эмоциональных действий к продуманной и взвешенной саморегуляции. Эти навыки помогут в будущем смело вести себя во внешней жизни и содержать сво ...

Галлюцинации, пути и приёмы преобразования
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по- видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния. Преобразование действительности при помощи воображения происходит не произ ...