Практическая часть. Экспериментальное исследование отношения младших
школьников к информационным технологиям, и воздействие информационных
технологий на детей. Цели экспериментаСтраница 2
Описание эксперимента
В эксперименте принимали участие младшие школьники 2-х и 3-х классов, учащиеся школы - Образовательного центра ОАО «Газпром». Всего участвовало 55 детей: тридцать три человека из вторых классов и двадцать два из третьих. Детям предлагалось ответить на вопросы анкеты. Вопросов было 48, все закрытого типа. Анкета состояла из четырех частей. Первая часть касалась отношения к компьютерам; вторая была посвящена привычкам в занятиях; третья – эмоциональному и эмпатийному уровню, четвертая - творческим процессам. (см. приложение) Время анкетирования - около двадцати минут в каждом классе. За исключение нескольких человек, учащиеся с заданием справлялись достаточно быстро, вопросов было не очень много.
Параметры, измеряемые анкетой
Данная анкет измеряет социальные установки (чувства по отношению к человеку или вещи) и скорее более высокую степень социальных установок, чем достижения. До шести психологических указателей могут быть получены при анализе ответов на определенные вопросы. Эти шесть параметров включают два типа отношения к компьютеру: Важность компьютера и Удовольствие от компьютера; Привычки в занятиях, Эмпатия; Мотивация/ Настойчивость; и Творческие тенденции.
Далее приведем определения выбранных психологических конструктов.
Важность компьютера – постигнутая ценность или значимость знания того, как пользоваться компьютером; Удовольствие от компьютера – количество удовольствия получаемый от использования компьютера;
Привычки в занятиях – способ последовательных академических упражнений внутри или вне класса;
Эмпатия - забота по идентификации с мыслями и чувствами других;
Мотивация/настойчивость – непрерывный вклад; никогда не сдается;
Креативные тенденции – уклон в сторону изучения неизвестного, взятие инициативы на себя, нахождение уникальных решении.
Подсчет результатов
Подсчет результатов осуществлялся по шести параметрам.
Каждый параметр состоит из суммы баллов, полученных при суммировании балов нескольких вопросов:
Важность компьютера (В) –9,10,11,12,8,6,3
Удовольствие от компьютера (У) – 1, 2 (перевернутый), 10, 5, 4
Мотивация/Настойчивость (М) – 16, 22, 23, 21, 17, 15
Привычки в занятиях (П) – 24, 18, 19, 20,15, 25
Эмпатия (Э) – 30, 26, 29, 27, 35, 28, 31, 32, 33
Творческие тенденции (Т)
Далее был осуществлен подсчет по каждому параметру для каждого ребенка:
В= 9+10+11+12+8+6+3
Количество ответов
У= 1+2+10+5+4
Количество ответов
М=16+22+23+21+17+15
Количество ответов
П=24+18+19+20+15+20
Количество ответов
Э=30+26+29+27+35+28+31+32+33
Количество ответов
Т=42+40+44+36+39+37+43+38+46+41+45+47+48
Количество ответов
Подсчет среднего статистического балла (ССБ) по каждому вопросу для 2-х и 3-х классов. (см. приложение № 1)
ССБ= сумма баллов всех ответов по данному вопросу
Количество ответов
Подсчет среднего суммарного (СС) значения по категория для среднестатистического ребенка (см. приложение №1):
СС= сумме всех средних значений при ответе на эти вопросы.
Далее была вычислен корреляция важности компьютера по отношению ко всем другим параметрам (см. приложение №1).
Так же были проведены подсчеты среднего значения для каждого параметра, в зависимости от пола во 2-х и 3-х классах, на основании этих данных был построен график (см. приложение №1).
В заключении был проведен сравнительный анализ данных средних показателей по всем шести параметрам в сравнении России с США, Японией и Мексикой по аналогичным параметрам во 2-х и 3-х классах.
Интерпретация результатов
Анализируя корреляцию важности компьютера с остальными параметрами можно отметить, что во 2-х классах увеличение значимости компьютера прямо пропорционально увеличению всех параметров, кроме эмпатии (эмпатия снижается с увеличением важности компьютера, а так же, что зависимость этих параметров друг от друга не очень велика).
В 3-х классах зависимость всех параметров от важности компьютера выше, с ростом одного происходит рост другого.
Средние значения во 2-х классах имеют больший разброс, почти все они, кроме эмпатии убывают и выравниваются к 3-му классу.
Сравнивая факторы отношения школьников различных стран 2-х классов можно отметить, что величина средних показателей всех параметров, кроме эмпатии и важности (которые наиболее высокие в США), в России выше, чем в других странах (см. приложение рис.1); при этом на втором месте оказываются США, далее Мексика (кроме эмпатии) и Япония. В 3-х классах сохраняется более высокие значения показателей у российских школьников, однако для всех национальных групп в целом абсолютные значения факторов оказываются ниже, чем у второклассников.
Смысл человеческого бытия
Человек, желающий сознательно относиться к себе и к окружающему миру, всегда задавался вопросами: откуда этот мир? кто им управляет? что такое человек? зачем он живет и в чем смысл его жизни? [26]
Многие философы отрицают существование смысла жизни. Один из аргументов — утверждение, что человек — лишь разновидность материальных объект ...
Особенности групповых динамических процессов в семьях военнослужащих
Внимание со стороны государства, уделяемое социальным проблемам семей военнослужащих (обеспечение жильем, правовые гарантии, денежные выплаты и компенсации и т.д.), должно способствовать уменьшению психологических проблем в этих семьях, таких как конфликтность, неудовлетворенность браком, проблема лидерства, проблема ролевой дисфункцион ...
Отдельные когнитивные профили. Избегающее расстройство личности
Люди с диагнозом избегающего расстройства личности, поставленным на основе критериев DSM-III-R, имеют следующий основной конфликт: они хотели бы быть ближе к другим и соответствовать их интеллектуальному и профессиональному потенциалу, но боятся быть обиженными, отвергнутыми и потерпеть неудачу. Их стратегия (в отличие от зависимых люде ...