Информация » Гуманизация процесса обучения элементам математики в дошкольных учреждениях » Индивидуальный подход к детям на занятиях по развитию элементарных математических представлений

Индивидуальный подход к детям на занятиях по развитию элементарных математических представлений
Страница 5

Наиболее ответственным и интересным моментом в занятиях по развитию элементарных математических представлений, в ко­торый в наибольшей степени раскрываются индивидуальные особенности каждого ребенка, является самостоятельное составле­ние задач самими детьми. Здесь очень важен дифференцированный подход, помогающий выявлению и развитию способностей; детей. Ни в коем случае нельзя сдерживать или каким бы то ни было образом подавлять их активность, нужно умело вовлекать в работу всех пассивных. Приведем пример.

В группе было несколько мальчиков, которые очень увлекались математикой. Их явно не удовлетворял программный материал подготовительной к школе группы, и воспитатель составлял для них более трудные вопросы, подбирал более трудные примеры и задачи.

Особенно активным был Слава, он придумывал интересные задачи, пора­жая своей сообразительностью. Занятия способствовали его дальнейшему развитию, всем детям полезно было слушать его ответы, решать придуманные им задачи.

Но едва дети решали Славину задачу, как он опять поднимал руку и предлагал новую. Воспитатель тогда очень тактично сказал ребенку, что он уже выступал и теперь пусть другие дети тоже придумают свои задачи, а его новую задачу все с удовольствием выслушают и решат после занятия, на прогулке.

Такой прием индивидуальной работы со способными детьми полезен в том отношении, что побуждает их к дальнейшему со­вершенствованию творческих замыслов и в то же время возбуж­дает интерес к математике у других детей, не выделяющихся способностями.

Задачи, придуманные детьми, проявляющими повышенный интерес к математике, математические способности (а такие ре­бята есть в каждом детском саду), рекомендуется не только об­суждать со всеми, но и записывать наиболее оригинальные из них в специальную тетрадь. Но могут быть записаны и не очень интересные задачи в том случае, если нужно поощрить детей, составивших их, возбудить у них интерес к математическим действиям.

Приведем пример.

Саша отставал в занятиях по математике, и воспитатели занимались с ним индивидуально. Наблюдая, как способные к математике дети придумывают и решают задачи вне занятий, он однажды заявил, что тоже придумал зада­чу. Конечно, все были рады выслушать ее. Предложенная задача действительно оказалась своеобразной. «Шел один милиционер .» — начал было мальчик, но дети засмеялись, и он смущенный умолк. Зная его особенности, воспита­тель поддержал мальчика в его выступлении, и Саша продолжал: «Навстречу ему идут 3 милиционера, они пошли вместе». Сюжет этой задачи был навеян ближайшим окружением, так как недалеко от детского сада находилась милиция, и дети часто встречали молодцеватых, подтянутых милиционеров. Задача всеми была одобрена, решена и торжественно записана. Саша был польщен таким вниманием и постепенно стал чувствовать себя более уверенно на занятиях, проявлять активность.

А. М. Леушина, проведя исследование о причинах неуспе­ваемости первоклассников по математике, пришла к таким выводам, что выровнять знания отстающих первоклассников вполне возможно. Но усилия должны быть направлены не столько на тренировку учеников в усвоении программного материала школы, сколько на ликвидацию тех пробелов в знаниях и умениях, которые должны быть усвоены детьми до школы .

Чтобы таких пробелов было как можно меньше, воспитатель детского сада, осуществляя индивидуальный подход, должен хорошо изучить особенности всех детей, вдумываясь в причины недостатков в их развитии.

Важным условием в осуществлении индивидуального подхода к детям на занятиях по развитию элементарных математических представлений является знание уровня математического развития каждого ребенка, установление причины его отставания.

Учитывая важность математического развития во всестороннем развитии ребенка, педагог должен всемерно заботиться о том, чтобы все дети принимали участие в занятиях, проявляли свою активность и инициативу.

Особое значение имеет планирование и учет проделанной работы. Тщательный анализ предыдущего занятия позволит воспитателю не допускать пробелов в знании детьми программного материала.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Акцент на взаимоотношениях между психотерапевтом и пациентом. Сотрудничество
Один из кардинальных принципов когнитивной психотерапии — создание у пациента ощущения сотрудничества и доверия. Построение отношений, вероятно, более важно при хроническом расстройстве личности, чем в острой симптоматической фазе болезни. В период обострения (депрессии и/или тревоги) пациент обычно склонен принимать предложения психоте ...

Профессиональная мотивация
Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности ...

Поведенческие методы
Существуют три цели использования поведенческих методов. Во-первых, психотерапевт может столкнуться с необходимостью работать, непосредственно изменяя пагубные формы поведения. Во-вторых, пациентам может не хватать навыков, и психотерапия должна включать в себя в качестве компонента построение этих навыков. В-третьих, поведенческие зада ...