ЗаключениеСтраница 1
Изучив ребенка, поняв, почему он поступает именно так, а не иначе, можно найти путь воздействия на него. Правильно определить метод индивидуального подхода к ребенку поможет знание теории вопроса, хотя, конечно, педагогика не может дать готовых рецептов на все случаи жизни. Об этом очень хорошо сказал К. Д. Ушинский: «Мы не говорим педагогам — поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, вооружаясь этими законами и теми обстоятельствами, в которые вы хотите их приложить»[4]. Только опираясь на теоретически научный фундамент, педагог может овладеть мастерством индивидуального подхода к детям.
При изучении индивидуальных особенностей детей своей группы воспитатель может применять специальные таблицы. Результаты целенаправленных наблюдений за ребенком оформляются в характеристиках. Обязательным условием является утверждение их в конце года на педагогическом совещании. На специальных педагогических совещаниях воспитатели, рассказывая об опыте своей работы, могут обменяться мнениями по следующим вопросам:
- изучение отношения детей группы к трудовой деятельности (старшая и подготовительная группы);
- индивидуальный подход к детям, уклоняющимся от трудовых поручений;
- индивидуальный подход к детям в преодолении медлительности;
- учет индивидуальных особенностей детей в проведении дежурств;
- учет индивидуальных особенностей детей в коллективной трудовой деятельности;
- вовлечение в творческие игры застенчивых и необщительных детей;
- индивидуальный подход к самоуверенным и застенчивым детям в игровой деятельности;
- опыт индивидуального подхода к детям в процессе проведения занятий по родному языку;
- индивидуальная работа по подготовке нерешительных детей к участию в занятиях;
- особенности осуществления индивидуального подхода на занятиях по развитию элементарных математических представлений;
- развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности;
- как я оформляю записи наблюдения за отдельными детьми.
Индивидуальный подход входит органической частью в педагогический процесс и заставляет воспитателя задумываться над вопросами вовлечения всех детей в активную деятельность, стимулирует проявление особой ответственности в овладении программным материалом всеми детьми.
Широкое обсуждение личного опыта по осуществлению индивидуального подхода к детям помогает воспитателю анализировать свою работу, используя научные критерии, заставляет размышлять, сопоставлять свои суждения с суждениями товарищей.
1. Стойлова Л. П., Пышкало А. М. Основы начального курса математики: учебное пособие для пед. училищ. – М.: «Просвещение», 1990 г.
2. Рихтерман Т. Д. «Формирование представлений о времени»: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: «Просвещение», 1989 г.
Приложение
Список детей |
Индивидуальные проявления детей |
Педагогические задачи |
1. Игорь М. 2. Ося Д. 3. Игорь Е. 4. Лида Н. 5. Света Я. 6. Вова В. 7. Слава Ч. |
Проявляют особый интерес к занятиям, активны, хорошо справляются с математическими действиями, любят придумывать интересные задачи |
Поддерживать и развивать их интерес, давать усложненные задания, предъявлять более высокие требования к их ответам |
8. Ира Г. 9. Таня Л. 10. Женя Г. 11. Ната М., 12. Наташа Д 13. Света П. 14. Инна Б. 15. Алла П. 16. Ната К. 17. Лена М. 18. Саша Т. |
Не проявляют внешне свою активность, но всегда внимательны, на вопросы отвечают правильно, но только по вызову, малоинициативны |
Воспитывать уверенность в своих силах, поощрять начинания, развивать творческую инициативу, проводить индивидуальную работу, давать поручения в процессе бытовой деятельности |
19. Ира К. 20. Вася Г. 21. Вова П. 22. Миша Ш. 23. Толя А. |
Проявляют на занятиях ложную активность, любят подсказывать, хотя и не знают ответа, ждут подсказки |
Воспитывать скромность, на занятиях чаще вызывать, задавать вопросы, заставляющие думать |
24. Витя Б. 25. Ира П. 26. Олег Ч. 27. Толя П. 28. Саша К. 29. Юля Г. |
Не проявляют интереса к занятиям, невнимательны, не всегда могут ответить на вопрос воспитателя |
Вскрыть причины такого поведения, проводить индивидуальные занятия, широко использовать наглядность |
30. Коля Н. 31. Витя У. 32. Ира 3. |
Внимательно слушают, но ответить на поставленные вопросы не могут, предпочитают отмалчиваться, застёнчи-вы, имеют пробелы в знаниях |
Проводить индивидуальную работу по преодолению застенчивости, на отдельных занятиях ликвидировать пробелы в знаниях |
В чем отличие позитивного мышления от аффирмаций и настроя?
Как правило, позитивное убеждение (аффирмация) и позитивный настрой связаны с тем, чтобы убеждать самого себя, эффективно распоряжаться своим временем и быстрей достигать намеченных целей. Этими приемами широко пользуются в бизнесе и повседневной жизни, их легче осваивать и пользоваться, потому что позитивный настрой, аффирмации связаны ...
Функциональная асимметрия полушарий в стрессовой ситуации
При экстремальных воздействиях среды у человека формируется адаптационная доминанта, которая направляет в новых условиях активный поиск биологически целесообразных реакций. Ее формирование изменяет такие фундаментальные свойства мозга как память, эмоции, функциональную асимметрию полушарий, обеспечивая оптимизацию переработки резко возр ...
Психологические механизмы и технология переговорного процесса
Переговорный процесс - специфический вид совместной деятельности. Ее особенность заключается в том, что цели и интересы, а тем более позиции сторон не совпадают. Специфика состоит также в том, что на переговорах каждый оппонент тесно контактирует с другим, и вынужден считаться с его действиями. Поэтому переговоры как социально-психологи ...