Информация » Исследования межличностных супружеских отношений » Ценностно-мотивационные аспекты межличностных супружеских отношений как предмет социально-психологического исследования. Роль социальной психологии в эффективном исследовании семьи и брака.

Ценностно-мотивационные аспекты межличностных супружеских отношений как предмет социально-психологического исследования. Роль социальной психологии в эффективном исследовании семьи и брака.
Страница 1

Один из создателей экспериментальной психологии Г.Эббинс сумел сказать о развитии психологии кратко, почти до афоризма: у психологии огромная предыстория и очень краткая история. Под историей он имел в виду тот период изучения психического, который ознаменовался отходом психологии от философии, сближением ее с естественными науками и организацией собственного лабораторного эксперимента. Это - последняя четверть XIX века. Если считать так, то возраст психологии как науки еще не достиг одного столетия, истоки же ее теряются в глубине веков вместе с зачатками всей человеческой культуры. Познание другого человека, по словам одного древнего мыслителя, «самого интересного объекта», начинается уже на уровне «донаучной» психологии. Донаучная психология - это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей, - процессах, все усложняющихся на протяжении всей человеческой истории. По меткому выражению П.Жане, это та психология, которую народ создает еще до психологов; здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека, предвидеть его поступки.

Первым, кто заговорил о об измерении в психологии был немец Вольф, который считал, «что можно измерить величину удовольствия осознаваемым нами совершенством, а величину внимания - продолжительностью аргументации, которую мы в состоянии проследить» (22,с.9). В том же веке эта идея психометрии смутно высказывалась философами, естествоиспытателями, математиками, хотя и не повлекла за собой непосредственных измерений. Эстонский психолог К.Рамуль собрал ряд интересных фактов, свидетельствующих об исследованиях еще в XVIII веке, которые явно подходят под категорию экспериментально-психологических. В качестве примера одной из первых и притом практических проблем психологического измерения можно привести проблему «личного уравнения» (ее начало - 1796г.).

Идущее из XVIII века мнение о том, что измерение - важнейшая, если не единственная цель любой науки, было лейтмотивом начала экспериментальной психологии и того периода, когда она действительно стала складываться в особую область научного исследования. Организатор одной из первых психологических лабораторий Ф.Гальтон писал тогда: «Психометрия - значит искусство охватывать измерением и числом операции ума, как например, определение времени реакций у разных лиц . Пока феномены какой-нибудь области знания не будут подчинены измерению и числу, они не могут приобрести статус и достоинство науки» (22,с.10).

К настоящему времени нет, пожалуй, ни одного вида человеческой деятельности, который не стал бы объектом психологического исследования. Ежегодно публикуемое в специально-психологических и в огромном числе смежных научных журналов и монографиях, в изданиях типа «Трудов», «Ученых записок» и «Материалов конференций» давно исчисляется тысячами. Наряду с этим имеет место и углубление методов исследований, применение все более сложных процедур обработки результатов, развития психологической теории. В данной работе предпринята скромная попытка отразить этот процесс, тем более что развитие психологии, особенно отечественной, в XX веке идет сложными, нередко противоречивыми путями, в условиях борьбы различных тенденций.

Как известно, человек в процессе своей деятельности, создавая условия своего бытия, вступает в определенные отношения с материальными объектами и с другими индивидами. Люди производят не только свое предметное бытие, но и отношения друг к другу. Эти отношения, как показал К.Маркс, являются историческим продуктом и возникают вместе с деятельностью, становясь определенной формой ее существования. Таким образом, в самом общем виде все отношения можно разделить на отношения к предмету и отношения к другому человеку. Общение и деятельность неразрывны, но в одних случаях общение и деятельность выступают как «две стороны социального бытия человека», в других - общение трактуется как функция деятельности: «действия человека приобретают . двоякую функцию, функцию непосредственно производственную и функцию воздействия на других людей, функцию общения». Сегодня наиболее приемлемой представляется точка зрения Л.П.Буевой: «Деятельность и общение - две взаимосвязанные, относительно самостоятельные, но не равноценные стороны единого «индивидуального и общественного» процесса жизни» (3,с.91).

Страницы: 1 2 3


Оптико-геометрические иллюзии
Иллюзии – это искаженное, неадекватное отражение свойств воспринимаемого объекта. В переводе с латыни слово "иллюзия" означает "ошибка, заблуждение". Это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы. Основной вопрос, интересующий не только психологов, но и х ...

Экспериментальные и клинические данные
Кендлер, Грюнберг и Штраус (Kendler, Gruenberg, & Strauss, 1981) обнаружили, что шизотипическое расстройство личности среди биологических родственников приемных детей, страдающих шизофренией, распространено больше, чем среди биологических родственников испытуемых контрольной группы или приемных родственников испытуемых контрольной г ...

Стадия завершения
На этой стадии психодрамы директор может вернуть драматическое действие к реальным отношениям (в сцену, где разыгрываются события сегодняшнего дня), то есть к началу сессии. В результате контакта с сильными чувствами, пережитыми им когда-то в прошлом, протагонист получает больше информации о своем собственном поведении, почерпнув ее из ...