Информация » Формирование личности » Психологические теории мотивации

Психологические теории мотивации

Психологические теории мотивации нужно классифицировать исходя из 2-х основных концепций поведения человека (реактивный и активный см. «Воля»)

Концепция реактивности

1. Теория инстинктов Магдауголла.

В качестве ведущих инстинктов определяющих человеческое поведение он предложил 10, а позже добавил еще 8. В его списке были такие инстинкты как: строительство, изобретательство, бегство, стадность…);

2. Психоаналитическая теория З. Фрейда.

Три основных инстинкта:

Первый инстинкт жизни (либидо или сексуальное стремление); Второй – инстинкт смерти; Третий – инстинкт агрессивности;

3. Бихвиористическая теория.

В основе – классическая схема стимул–реакция дополняется понятиями, которые описывают мыслительные процессы, осознанные желания и различные виды научения. Поведение человека зависит не только от окружающей среды, т.е. стимула, но и от мыслительной оценки этих стимулов самим человеком.

- окружение;

- мыслительная оценка;

- собственное поведение.

Концепция активности

1. Теория американца Г. Мюррея.

Предложил в дополнение к списку инстинктов Макдауголла своим собственным списком «социальных мотивов поведения». Он назвал инстинкты Макдауголла первичными, а социальные мотивы – вторичными.

2. Теория А. Маслоу «Классификация потребностей» (одна из гуманистических теорий).

3. Теория Д. Роттера «Классификация человеческих потребностей» – 6 групп потребностей:

1. Статус признания – желание чувствовать себя компетентным в разных областях и ощущать, что эту компетентность признают другие;

2. Защита – зависимость. Это желание получать помощь от других людей;

3. Доминирование. Это потребность влиять на других людей;

4. Независимость. Потребность принимать собственные решения;

5. Любовь, привязанность. Потребность быть привязанным к кому-либо, любить;

6. Потребность в физическом комфорте (чтобы было тепло, сытно и уютно).

Роттер считал, что каждая потребность имеет свой потенциал (это вероятность ее удовлетворения). И каждая потребность имеет ценность, т.е. важность для конкретного человека. Прогноз поведения Роттер предлагал осуществлять по формуле:

Потенциал потребности = ценность потребности + свобода действия.

Причем свобода действия – это оценка самим человеком последствий своего поведения.

Направленность личности.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека.

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или вовсе неосознаваемыми.

Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. К мотивам относятся: интерес, убеждения, психологическая установка.

Интерес – мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно, для индивида, интерес обнаруживается в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомится с объектом, узнать о нем еще больше, понять его.

Роль интересов в процессах деятельности исключительно велика. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса, выражающего направленность личности, как правило, не приводит к его угасанию, а внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности. Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.

Различие интересов по содержанию выявляет объекты познавательных потребностей и их реальное значение для целей данной деятельности и шире – для того общества, к которому принадлежит личность.

Интересы различаются по широте. У иных людей они могут быть сконцентрированы в одной области, у других – распределены между многими объектами, обладающими устойчивой значимостью.

Интересы могут подразделяться и по степени их устойчивости. Устойчивость интереса выражается в длительности сохранения относительно интенсивного интереса.

Интересы – это важная сторона мотивации деятельности личности, но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.

Убеждения – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Все выше перечисленные мотивы являются осознанными, но есть еще и не осознаваемые побуждения, такие как психологическая установка.

Психологическая установка – это неосознаваемая личностью готовность действовать определенным образом, что ведет к построению или изменению способа и характера поведения, восприятия и общения. Например, когда людей просят смотреть на неподвижную точку, им кажется, что она движется, причем каждому в разных направлениях. Если в группе есть лидер, то он своими доводами убедит людей, что точка движется, например, вправо и так потом будут думать все. Эта установка не осознается людьми.[2; 336]


Условия проведения
Занятия проводятся в достаточно просторном помещении, которое должно быть снабжено ковровым покрытием, столами и стульями, соответствующими росту детей, шкафами для пособий, стульями для родителей, оборудовано специальными, соответствующими возрасту детей дидактическими, сюжетно-образными, музыкальными, театральными, спортивными игрушка ...

Культурологическая концепция Фрейда. Роль культуры в развитии социальных отношений
По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ори- ентирован на изучение и излечение психики индивидов, но он с самого начала заключал в себе тенденцию объ- яснения общественного сознания в его настоящем и прош- лом. "Запреты", которые, как считал Фрейд, вытесняют сексуальное влечение в сферу бессознательного и порож- ...

Проблемы адаптации к школе и успеваемости детей младшего школьного возраста
В нашем исследовании мы рассматривали связь уровня успеваемости детей с одним из факторов готовности и адаптации ребенка к школе – взаимоотношением с учителем. При проверке гипотезы о том, что успеваемость детей младшего школьного возраста взаимосвязана с эквиваленцией отношений учитель – ученик использовались показатели классификации с ...