ЛекцияСтраница 1
Лекция. Общий структурный каркас любой лекции – это формулировка темы, сообщение плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а затем – строгое следование плану предложенной работы.
В качестве основных требований к чтению лекции выдвигают:
ü высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило, мировоззренческое значение;
ü большой объем четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации;
ü доказательство и аргументированность высказываемых суждений;
ü достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, текстов и документов;
ü ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;
ü анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;
ü выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;
ü разъяснение вводимых терминов и названий, предоставление студентам возможности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;
ü умение установить педагогический контакт с аудиторией, использование дидактических материалов и технических средств;
применение основных материалов текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.[5; 102]
Положительный аспект лекции заключается в том, что за малый промежуток времени можно изложить большое количество информации, идет непосредственное общение преподавателя и студента (контакт), аудитории. Форма изложения информации: преподаватель выбирает самое главное из учебной литературы, перерабатывает и дает студентам в более простой и понятной форме изложения, а также передает конкретный опыт, как свой собственный, так и примеры различных людей.
Отрицательный аспект: большое количество разностороннего знания переходит студентам, и усвоение его зависит от умения правильно преподнести его преподавателем, (некоторые преподаватели излагают информацию нечетко или слишком быстро, что мешает восприятию, запоминанию и пониманию нового полученного знания). Большое количество информации отдается на самостоятельное усвоение студентам, (многие не успевают перерабатывать ее в виду нехватки времени, так как большее его количество занимают лекции). Таким образом, лекционная форма обучения может влиять как «+», так и «–» на обучение учащихся и усвоение знаний в большей степени зависит от преподавателя, от его умений, знаний, навыков учебного преподавания (обучения, знания педагогики непосредственно, всех ее методов , принципов дидактики).
Кроме очной формы обучения, при которой нужно каждый день посещать университет (лекции), существует и заочная форма обучения.
Заочная форам обучения характеризуется тем, что студенты должны посещать университет два раза в год в течение определенного обозначенного времени. Это время называется сессией, продолжительность которой определяется университетом непосредственно и длится обычно две или три недели. В это время происходит начитка лекций, знакомство с новыми дисциплинами, сдача зачетов и потом экзаменов. В течение сессии студентам выдаются контрольные работы, которые они обязаны сделать и в следующую сессию сдать.
Заочная форма обучения имеет как недостатки, так и свои достоинства.
Удобным для студентов, обучающимся по такому типу является то, что они могут работать и зарабатывать деньги в период между сессиями. На работе в организациях на это время предусмотрен учебный оплачиваемый отпуск. А также по этому типу могут учиться взрослые люди, имеющие детей и семьи, которые не могут посещать занятия по очной форме обучения.
Обобщения и перспективы
Понятие расстройств личности находится в состоянии постоянного изменения. Рассматривая развитие этого понятия в различных изданиях «Руководства по диагностике и статистической классификации психических расстройств» Американской психиатрической ассоциации, мы видим, что теоретические представления, масштаб проблемы, определения и термино ...
Искажения психологического возраста
Описывается психологическая обратимость возраста. Об увеличении своего возраста также давно известно. Так, маленькая девочка, почти младенец, может настоятельно утверждать, что «Я не маленькая», хотя она еще маленькая, и ей самой это прекрасно известно. Подросток готов «душу дьяволу заложить», чтобы его признали и назвали «взрослым». Но ...
Возможности применения эксперимента в деятельности педагога
Исследование научное педагогическое – процесс формирования новых пед. знаний, вид познавательной деятельности, направленной на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Задача педагогического исследования – конкретизированные или более частные цели педагогического исследования. Педагогическая психология - из ...