Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений младших
школьниковСтраница 7
— Да, конечно, меняйте, что уж тут, если меня не понимают . — ответила девушка.
— Дорогие друзья, — обратился ведущий к участникам группы, — встав рано утром с постели, мы несем внутреннюю картину мира, некоторое состояние окружающим людям. Бывает, они нас понимают, но бывает, что и нет. Общение с разными людьми, даже в течение дня, меняет наше состояние. То есть каждый человек что-то дарит нашему внутреннему миру, изменяет его. Есть изменения, которые нам приятны, от них улучшается настроение. Но есть и такие «подарки», которые, наоборот, делают нам неприятно. Важно научиться принимать хорошее и отрицать дурное. Сейчас я предлагаю вам внести изменения в эту песочную картину. Сделаем так. Сначала вы рассказываете автору о ваших изменениях. Автор обдумывает ваше предложение и выносит решение: принять или отклонить. Принимая ваши изменения, автор говорит: «Большое спасибо, думаю, мне это будет полезно». Отклоняя ваши изменения, автор говорит: «Большое спасибо за идею, я приму ее к сведению. Но сейчас мне не хотелось, бы менять мою картину таким образом».
Участницы группы стали предлагать свои изменения, совершенствующие, по их мнению, песочную картину автора. Автор какие-то изменения принимала, какие-то отклоняла. Песочная картина в результате немного изменилась, однако ее центральная часть с раскрытой раковиной осталась неизменной. На протяжении этого действия юноша молчал, с любопытством наблюдая за происходящим. «Что же ты ничего не предлагаешь, тебе же больше всех не нравилось!» — заметила автор картины молодому человеку. «Точно можно?» — спросил юноша.
Получив согласие, он перевернул раковину и скрыл под ней хрустальную подвеску. Внимательно оглядев композицию, он вытянул из-под раковины маленькую секцию хрустальной подвески. «Вот теперь я доволен! — удовлетворенно сказал он. — Я могу ходить вокруг раковины, восхищаться красотой камня, и знать, что внутри есть гораздо больше!»
«Точно, в женщине должна быть загадка», — зачарованно протянули девушки.
Еще некоторое время участники группы горячо обсуждали происшедшее. Потом поблагодарили молодого человека, протянули руки над песочницей, формируя Золотой шар приобретенного опыта .
Этот случай иллюстрирует процесс групповой сказочной песочной терапии. Вы видите, дорогие читатели, что ведущий следует за группой, гибко использует возникающие возможности, комбинирует групповую форму с индивидуальной. Мы сознательно «не навязываем» алгоритм групповой и индивидуальной работы, тем самым подчеркивая первостепенную роль импровизации.
В заключении обзора психокоррекционной и психотерапевтический работы замечу, что стиль и динамика игры в песочнице у обычных детей и подростков и их сверстников, имеющих проблемы интеллектуального развития, различны. Различия приведены в таблице.
Критерий |
Интеллектуальная норма |
Проблема интеллектуального развития |
1. Время создания страны |
Около 25 мин |
До 60 мин |
2. Динамика эмоционального |
От возбуждения к торможению, чувству покоя, иногда усталости |
От торможения к возбуждению за тот же период времени. Для перехода от возбуждения к торможению необходимо больше времени |
3. Сюжет |
Имеется четкий связный сюжет, распределение ролей и функций между жителями созданной страны |
Сюжет не четкий |
4. Стиль ситуативной коммуникации |
Чаще всего, что бы ни происходило, осуществляется переход к сотрудничеству или ассимиляции |
При спонтанной игре чаще всего наблюдается конфронтация, борьба за территорию, «параллельная игра» |
Идеи П.Я. Гальперина,
использованные для разработки программы тренинга
В программе данного тренинга использованы многие приёмы и методы, которые увеличивают эффективность обучения, в том числе задействованы элементы теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий и понятий (см. Приложение 1 примечания к программе занятий).
В полном варианте применение этой теории в рамках данного трени ...
Функция протагониста
Когда на психодраматической сессии исследуется жизнь или какие-то особенности человека, такого человека называют протагонистом. С психотерапевтической точки зрения этот человек является на данный момент центральной фигурой драматического действия, даже если на сцене он играет второстепенную роль. На психодраматической сессии протагонист ...
Психологические закономерности
формирования и функционирования групп и коллективов
Психологические проблемы формирования и особенно развития малых групп исследованы в меньшей степени, чем их структурные характеристики. Это связано с тем, что изучение динамики протекания социально-психологических явлений в естественных группах представляет собой сложную исследовательскую задачу. Кроме того, динамические процессы в малы ...