Роль Я–концепции в поведении человека. Внешний облик и
Я–концепцияСтраница 1
Важнейшими источниками формирования представления о собственном Я наряду с половым отождествлением (а оно сохраняет свое значение в течение всей жизни и является первичным элементом Я–концепции) служат размеры и его форма. Во все времена в разных культурах возникали различные представления об идеальных размерах и пропорциях человеческого тела, но, как правило, предпочтение всегда отдавалось крупным мужчинам и относительно небольшим женщинам. Положительная оценка своего внешнего облика в сознании человека, а также в суждениях окружающих может существенно повлиять на позитивность его Я–концепции в целом, и наоборот, отрицательная оценка влечет за собой существенное снижение общей самооценки.
Рост человека, его вес, телосложение, здоровье, зрение, цвет лица и т.д. способны стать ведущими составляющими его отношение к себе, главными факторами, определяющими его чувство собственной ценности, адекватности и приемлемости своей личности. Только тело является зримой и ощутимой частью нашего Я. Мы чувствуем, видим и слышим самих себя, никогда не в состоянии отрешиться от своего тела. К тому же этот неотъемлемый элемент нашей личности выставлен на постоянное публичное обозрение. Низкорослый ребенок, носящий очки, живет совершенно в ином мире, чем его высокий, атлетически сложенный сверстник.
В литературе по самовосприятию можно встретить два термина: схема тела и образ тела. Схема тела, определяющая его границы и расположения отдельных частей, возникает под воздействием сенсорных импульсов и удерживается в коре головного мозга. В отличие от этого образ тела содержит в первую очередь оценку своего физического Я. Современные психологические представления об образе тела были разработаны Шильдером (1935), который пытался соединить биологический подход с психоаналитическим. Все имеют какое-то мысленное представление о своей внешности, которое не сводится к зеркальному отражению и в большей или меньшей степени соответствует реальной структуре нашего тела. Будучи явлением, чисто психологическим, образ тела, тем не менее, включает в себя также и наше представление о себе в физиологическом и социологическом плане. Сложное соединение психологических факторов, влияющих на структуру образа тела, можно представить следующим образом:
1. Реальное субъективное внешнее восприятия тела с точки зрения функциональной способности в целом.
2. Интериоризированные психологические факторы, возникающие в связи с эмоциональными переживаниями и различными жизненными ситуациями индивида.
3. Социологические факторы: реакции окружающих на индивида и его интерпретация этих реакций.
4. Идеальный образ тела, суммирующий отношения индивида к своему телу, который возникает в результате конкретных наблюдений, сравнений и отождествлений с телесными качествами других людей.
Всякие реальные изменения, связанные с телом и внешностью человека, могут вносить существенные коррективы в его представления о себе в результате действия того или иного из этих факторов.
Перцепция собственного тела может начаться уже в период внутриутробного развития. Находясь в чреве матери, плод воспринимает первичные сенсорные импульсы, исходящие из вестибулярного аппарата и от рецепторов в мышцах и суставах. Сразу после рождения зоной, испытывающей постоянную стимуляцию благодаря кормлению и сосанию, становится рот, а начиная с трех месячного возраста, устанавливается взаимосвязь «рот – руки». Ребенок начинает пользоваться руками, чтобы держать грудь матери, исследовать собственное тело и контактировать с другими людьми. Он обнаруживает, что палец может вполне заменить сосок и успешно использует это открытие, чтобы снять напряжение. Эти первые исследовательские движение рук младенца стоят у истоков формирования образа собственного тела.
Невозможно указать точный момент возникновения Я–концепции. Она формируется постепенно, причем различные ее элементы в разное время воспринимаются с неодинаковой отчетливостью. Но чтобы Я–концепция стала реальным фактором организации поведения, ребенок должен научится воспринимать себя как особый объект, выделяющий в ряду других объектов. Он должен также интуитивно осваивать точки зрения других людей, поскольку лишь таким образом он сможет получать и осмысливать обратную связь, оценку его поведения со стороны окружающих, необходимую для развития самосознания. Важность внешнего проявления в этом процессе определяется тем, что тело представляет собой наиболее открытую, явную часть личности и легко становится предметом различных суждений.
Познавание себя как некой физической сущности, которая обладает формой и другими характеристиками и может становиться предметом самооценки и суждений других людей, сопровождает человека на протяжении всей жизни. Оно развивается на основе физиологических ощущений и впечатлений, испытываемых организмом на самых ранних стадиях развития. Таким образом, способность самоузнавания не появляется внезапно, а развивается постепенно.
Лечебные вмешательства. Общие соображения
Лечебные вмешательства при работе с людьми, имеющими АРЛ, связаны с существенными трудностями. Имеется мало доказательств эффективности лечения таких клиентов, не считая усиления контроля над их разрушительными формами поведения в стенах исправительных учреждений. Все же в случаях с АРЛ осуществлялись вмешательства на различных популяци ...
Понимание человека в педагогике
Развитие педагогической теории предполагает интеграцию научных знаний о мире и человеке. Такая интеграция особенно необходима в наше время, когда речь идет о создании "Новой педагогики"[29]. Без ответов на вопросы о месте, сущности и назначении человека в мире, его возможностях, механизмах внутренней и внешней деятельности - р ...
Галлюцинации, пути и приёмы преобразования
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по- видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.
Преобразование действительности при помощи воображения происходит не произ ...