Подходы к исследованию ассертивного (уверенного) поведения подростковСтраница 2
В сфере межличностных отношений ассертивность предполагает отказ от опоры на чужие мнения и оценки, культивирование спонтанного поведения в соответствии со своими собственными настроениями, побуждениями и интересами [37,47].
Переводчик книги В. Каппони и Т. Новака, давший ей более доходчивое, чем у авторов, название — «Как делать все по-своему», тем самым очень точно сформулировал суть данного подхода.
Уверенность в себе, как ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей, мы можем рассматривать как отдельный компонент сознания или измерение «образа Я», наряду с устойчивостью, самоуважением и кристаллизацией.
Прояснить структурные характеристики уверенности в себе помогает модель М. Розенберга, включающая в себя измерения, характеризующие отдельные компоненты или «образ Я»: устойчивость (стабильность или изменчивость представления индивида о себе и своих свойствах); уверенность в себе (ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей); самоуважение (принятие себя как личности, признание своей социальной и человеческой ценности); кристаллизацию (лёгкость или трудность изменения индивидом представления о себе). Уверенность в себе, как ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей, рассматривается как отдельный компонент сознания или измерение «образа я», наряду с устойчивостью, самоуважением и кристаллизацией (32).
Сложностью изучения личности в широком смысле ее понимания, отмечал У. Джеймс, является анализ в отношении ее составных элементов, чувств и эмоций, вызываемых ими (самооценка), поступков [8, с. 17].
А. Адлер считал, что уверенным может стать только неуверенный в себе человек. Благодаря теории А. Адлера понятие «комплекс неполноценности» стало популярным, основой большинства расстройств личности признавалось чувство неполноценности. Человек, презирающий самого себя, склонен действовать иначе, чем тот, кто гордится собой. Он формирует Я - концепцию и оценивает самого себя. В настоящее время эти идеи приобретают актуальность, в связи с выдвижением на уровне государственной важности вопросов валеологии и толерантности общества (32).
Идеи самовыражения и признания личности первичной реальностью и, высшей духовной ценностью содержатся в философских трудах: Н.А.Бердяева, И.Канта, В.Лейбница, Б.Спинозы. Психологические механизмы уверенности в себе помогает понять системно-динамическая теория Р.Х. Шакурова (40).
С проблемой уверенности в себе связаны работы прикладного психологического характера в публикациях, посвященных изучению ассертивного (уверенного) поведения (В.В.Макаров, Г.А.Макарова, В.Капони, Т.Новак, А.Солтер и др.) [28,123].
На сегодняшний день существуют работы религиозного характера, которые связаны с проблемой уверенности в себе (В.В.Зеньковский) понимает построение человека внутри себя не гармонично, а иерархично и задача педагога заключается в выявлении центрального звена в этой структуре, от развития которого зависят остальные, являющиеся вторичными. Понимание, открытие себя, начинаются с обретения внутренней свободы и основываются на уважении к себе, как самодостаточной личности и как частице всего человеческого рода, уважение к опыту обогащает и придает смысл жизни [10;31].
По определению Ренни Фричи (Fritchie, 1990) ассертивный человек — тот, кто отвечает за собственное поведение, демонстрирует самоуважение и уважение к другим, позитивен, слушает, понимает и пытается достичь рабочего компромисса (32).
Принятие на себя ответственности за собственное поведение. По своей сути ассертивность — это философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за нашу реакцию на их поведение. Любому тренеру важно разумно реагировать на ситуации, а не выдавать мгновенные ответы.
Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям.
Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки (17).
Уверенность в себе – стабильная личностная характеристика, обусловленная такими качествами как мотивация достижений, волевой самоконтроль, низкая тревожность (А. Вайнер, 1990; В. Высоцкий, 2002).
Перечень А. Солтера включает важнейшие характеристики уверенного поведения. Однако, как число их, так и логическая последовательность недостаточно проверены .
Поведение
Поведение клиентов с ПАРЛ отражает их когнитивные паттерны. Пассивно-оппозиционное поведение, такое как промедление и плохая работа, связано с когнитивными структурами, которые возникают на основе возмущения необходимостью выполнять обязательства («Мне придется сделать это»). Установка, связанная с промедлением, заключается в следовании ...
Деменция как нарушение функций центральной нервной системы
Большинство нарушений поведения — это прямое следствие (т. е. первичные симптомы) поражения нервной системы. Другие нарушения являются вторичными, т. е. это реакции в ответ на потерю разума. Например, говорят, что больной с деменцией ищет уединения, чтобы скрыть свой недуг, и поэтому может казаться асоциальным или апатичным. Попыткой ко ...
Пункты «Пересмотренной контрольной таблицы психопатии»
1. Многоречивость/поверхностное обаяние.
2. Гипертрофированное чувство собственной ценности.
3. Потребность в стимуляции/склонность к скуке.
4. Патологическая лживость.
5. Склонность к мошенничеству/манипуляции.
6. Отсутствие совести или чувства вины.
7. Поверхностные эмоции.
8. Черствость/отсутствие эмпатии.
9. Паразитический о ...