Эмпирическое исследование гендерных различий тревожности в подростковом возрасте. Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе Тарской гимназии № 1 в г. Таре была проведена диагностика тревожности среди учеников 9 класса, в возрасте 14-15 лет. Всего в исследовании приняли участие 13 человек из них 9 девочек и 4 мальчика.
Целью исследования
является выявление гендерных различий в проявлении тревожности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Объект исследования– тревожность подростков.
Предмет исследования
– гендерные различия проявления тревожности в подростковом возрасте.
Гипотеза
нашего исследования предполагает существование различий в проявлении тревожности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
В нашем исследовании использовались следующие методы:
Методы исследования:
1). Анализ литературы по проблеме исследования;
2). Констатирующий эксперимент;
3). Психодиагностический метод;
4). Количественный и качественный анализ эмпирических данных, то есть, методы математической статистики.
Нами были проведены следующие методики:
- «Исследование тревожности» Ч. Д. Спилбергера. [33]
- «Шкала тревожности» О. Кондаша. [37]
- Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора. [33]
1.
Опросник Ч. Д. Спилбергера «Исследование тревожности».
Данная методика позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. Учащимся предлагается прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и выбрать соответствующий ответ в зависимости от того, как они себя чувствуют в данный момент. После того как ответили на первые 20 вопросов, предлагается прочитать следующие 20 и выбрать соответствующий ответ в зависимости от того, как себя чувствуют обычно. Обработка результатов осуществляется следующим образом:
1. Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
2. Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31—44 балла — умеренная; 45 и более высокая.(Приложение 1)
2.
«Шкала тревожности» О. Кондаша.
Методика предназначена для работы с подростками. С помощью данной шкалы можно выявить уровень тревожности подростков, локализованной в трех основных плоскостях: учебная деятельность (школьная тревожность), взаимоотношения со сверстниками и значимыми взрослыми (межличностная тревожность) и представление о самом себе (самооценочная тревожность). Учащимся предоставляется бланк, в котором перечислены ситуации, с которыми часто встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть неприятными, вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх.
Затем внимательно прочитать каждое предложение и обвести кружком одну из цифр справа: 1,2,3,4. Обработка результатов осуществляется следующим образом, по окончании тестирования подсчитывается количество совпадений с ключом по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Общий показатель тревожности рассчитывается сложением результатов по отдельным шкалам. (Приложение 1)
3.
«Личностная шкала проявления тревоги»Дж. Тейлора.
Методика предназначена для диагностики уровня тревожности испытуемого. Шкала была создана Дж. Тейлором. Адаптация Т. А. Немчинова. Шкала лживости, введенная В. Г. Норакидзе в 1975 г., позволяет судить о демонстративности и неискренности. Опросник состоит из 60 утверждений. Учащиеся отвечают «да», если согласны с утверждением, «нет», если не согласны. Обработка результатов:Каждый ответ оценивается в 1 балл, в соответствии с ключом. (Приложение 3)
Поскольку целью нашего исследования было выявление гендерных различий в проявлении тревожности у подростков, мы использовали метод статистической обработки. Для подтверждения результатов диагностики мы применили Критерий Фишера. Он предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол ф, а меньшей доле - меньший угол. При увеличении расхождения между углами φ1 и φ2 и увеличения численности выборок значение критерия возрастает. Чем больше величина φ* , тем более вероятно, что различия достоверны. Он вычисляется по формуле:
где - большая дисперсия, - меньшая дисперсия.
Работа со схемами
При обсуждении с пациентом схем диагностические ярлыки параноидного, гистрионного или пограничного расстройств могут вызывать предвзятое представление психотерапевта о пациенте. Стиль пациента может быть определен в операциональных терминах. Шизоидный стиль, например, может описываться и обсуждаться как склонность пациента быть «очень и ...
Теоретический анализ проблемы гендерных различий в проявлении
тревожности в подростковом возрасте. Общее понятие тревожность
Тревожность изучали такие зарубежные исследователи, как З. Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, С.Салливен, Э. Фромм и такие отечественные ученые, как А.С.Спиваковская, Л.М.Костина, А.М.Прихожан, О.А.Коробанова, Р.С. Немов, Л.А. Китаев-Смык и другие.
Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представите ...
Выбор начальных вмешательств
Широкий диапазон проблем и симптомов, имеющихся у пограничных клиентов, создает проблему выбора начальных целей для психотерапевтического вмешательства, особенно ввиду того, что одним из симптомов этого расстройства является путаница с целями и приоритетами. Хотя процесс определения приоритетов психотерапии должен быть совместным, психо ...