Информация » Социально-психологическая адаптация младших подростков » Исследование социально-психологической адаптации младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы. Диагностика адаптации пятиклассников в начале учебного года. Описан

Исследование социально-психологической адаптации младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы. Диагностика адаптации пятиклассников в начале учебного года. Описан

Экспериментальная база нашего исследования – СШ № 8 города Йошкар-Олы. В исследование участвовали ученики 5-го «А» класса, 25 человек.

Мы предположили, что адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу будет эффективна при условии внедрения системы научно-методических рекомендаций предназначенных учителям и психологам по адаптации младшего подростка к учебно-воспитательному процессу в среднем звене общеобразовательной школы.

Исследование проводилось в два этапа, в начале учебного года (сентябрь 2009г.) и в конце (апрель 2010г). Было определено содержание работы, целью которой мы наметили изучение возможности успешной адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу.

Были использованы следующие методики:

1.Опросник «Чувства в школе» - для диагностики адаптации к школе.

2.Методика Филипса – для определения школьной тревожности.

3.«Анкета для определения школьной мотивации учащихся».

Методика С.В. Левченко «Чувства в школе». Цель: определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся.

Из 16 перечисленных чувств ученикам предлагается выбрать только 8, которые они наиболее часто испытывают в школе. Это позволяет определить индивидуальный характер переживаний и общий «эмоциональный портрет» класса.

Если на фоне одного - двух «негативных» чувств дети выбирают в основном позитивные, это является нормой для переходного периода. Однако если количество выборов «негативных» чувств перевешивает, то можно сделать вывод о дезаптации и начать глубже исследовать ее причины. Одновременно с этим необходимо оказывать помощь ребятам в адаптации.

Методика Филипса. Цель: диагностика особенностей испытуемого, уровень и характер тревожности, связанной со школой, оценка эмоциональных особенностей отношений ребенка со сверстниками и учителями.

Показатели этого вопросника дают представление как об общей тревожности – эмоциональном состоянии ребенка, связанной с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности. Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет». В тесте тревожность разделяется на 8 видов:

1.Общая тревожность в школе.

2.Переживания социального стресса.

3.Фрустрация потребности в достижении успеха.

4.Страх самовыражения.

5.Страх ситуации проверки знаний.

6.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

8.Проблемы и страхи в отношении с учителями. (Полный текст методики в Приложении 1).

«Анкета для определения школьной мотивации учащихся» разработана Н.Г.Лускановой. Цель: изучение школьной мотивации.

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы 2 предъявления:

1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые не походят.

2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам и экспериментатор просит их отменить все походящие ответы.

В данную методику включено 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу. Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации введена система бальных оценок. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в три балла, нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.д.) - 1балл, ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов. Оценка в 2 балла не включена для более жесткого разделения детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией. Таким образом, максимальная оценка составляет 30 баллов, а уровень в 10 баллов служит верхней границей дезадаптации. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации:

1. 25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, учебная активность.

2. 20-24 балла - хорошая школьная мотивация.

3. 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекается больше внеучебными сторонами.

4. 1-14 баллов - низкая мотивация.

5. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Сумма баллов, набранная ребенком, фиксируется непосредственно на заполняемом им опросном листе. Динамика школьной мотивации совпадает с динамикой процесса адаптации (дезадаптации) учащихся. (Текст данной методики в Приложении 1).


Выявление схем
Психотерапевт должен использовать собранные данные, чтобы выявить Я-концепцию пациентов, а также правила и формулы, по которым они живут. Часто психотерапевт должен определить Я-концепцию пациентов по ее проявлениям в описаниях разнообразных ситуаций. Пациент заявляет, например, следующее: «Я свалял дурака, когда неправильно заплатил к ...

Оценка с точки зрения когнитивной психотерапии
Как и при любом расстройстве, один из первых шагов в когнитивной психотерапии шизотипического расстройства личности — идентификация типичных автоматических мыслей. Хотя в конкретной форме этих когнитивных структур существует множество индивидуальных различий, они находятся в пределах вышеупомянутых тем. В дополнение к подозрительности, ...

Система высшего профессионального образования
В Росси высшее профессиональное образование можно получить в Институте, Академии и в Вузе. В школе и в вузе на протяжении столетий функционирует классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения. Особенности и признаки лекционно-практической системы обучения: ü Лекция – это основная форма передачи большого объема система ...