Тип высшей нервной деятельности и темперамент.
Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, как показали исследования, обусловлены совокупностью свойств. Три свойства: сила возбуждения и торможения, их подвижность, т. е. способность быстро сменять друг друга, уравновешенность между возбуждением и торможением, – составляющие тип нервной деятельности, могут образовывать различные сочетания. Многочисленные лабораторные опыты показали, что среди таких сочетаний некоторые встречаются чаще других или же выступают наиболее отчетливо, ярко. В результате И. П. Павловым была создана классификация основных типов высшей нервной деятельности.
В зависимости от силы нервных процессов собаки делились на сильных и слабых.
Слабые животные составляют один тип. У представителей этого типа слабыми являются оба нервных процесса (особенно слабым нередко оказывается тормозной процесс). Такие собаки суетливы, беспрерывно озираются или, наоборот, постоянно останавливаются, как бы застывают в какой-нибудь позе. Это объясняется тем, что внешние воздействия, даже иногда незначительные, оказывают на них чрезмерное влияние. Продолжительные или сильные раздражители вызывают у них быстрое истощение. Животные слабого типа различаются между собой, разумеется, по другим свойствам (кроме силы нервных процессов), но на фоне общей слабости нервной системы эти различия не имеют существенного значения. Поэтому все животные со слабой нервной системой относились И. П. Павловым к одному типу.
Сильные животные подразделяются на уравновешенных и неуравновешенных. Сильные неуравновешенные составляют отдельный тип. Неуравновешенность у сильных собак встречается обычно в одной форме: сильный возбудительный процесс и относительно слабое торможение. Так как возбудительный процесс не уравновешивается тормозным, то при очень большой нервной нагрузке у этих животных нередко происходит срыв нервной деятельности. Чаще всего это животные боевые, агрессивные, чрезмерно возбуждающиеся (безудержные, по выражению И. П. Павлова).
Сильные уравновешенные, в свою очередь, подразделяются по подвижности на живой и спокойный типы — в зависимости от того, быстро или медленно происходит смена нервных процессов. Уже по внешним особенностям поведения представители этих типов резко отличаются друг от друга. Одни легко возбудимы и подвижны, другие, наоборот, трудновозбудимы, медлительны.
Таким образом, были выделены четыре основных типа высшей нервной деятельности: 1) сильный уравновешенный быстрый (живой), 2) сильный уравновешенный медленный (спокойный), 3) сильный неуравновешенный (безудержный) и 4) слабый тип.
Тип нервной деятельности — природная особенность организма. Он наследственно обусловлен, но не является чем-то неизменным, он развивается и в какой-то мере меняется под влиянием окружающих условий. Экспериментально установлено, например, что у сильного типа с преобладанием возбуждения можно путем тренировки укрепить отстающий тормозной процесс. Известно также, что существуют возрастные изменения свойств нервных процессов.
Выявленные в опытах с животными типы высшей нервной деятельности распространяются и на людей. «Мы с полным правом,— писал И. П. Павлов,— можем перенести установленные на собаке типы нервной системы . на человека».
Те или иные сочетания силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, характеризующие типы высшей нервной деятельности людей, являются физиологической основой их темпераментов. Сильному уравновешенному быстрому типу нервной деятельности соответствует сангвинический темперамент, сильному уравновешенному медленному типу — флегматический темперамент, сильному неуравновешенному типу — холерический темперамент, а слабому типу — меланхолический темперамент. Установление того, что физиологическую основу индивидуальных различий в динамической стороне психики составляют свойства типа высшей нервной деятельности, поставило на твердую научную почву дальнейшее изучение древней проблемы природных основ темперамента.
Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи
Мотивация успеха носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха.
А вот мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего, и ...
Анализ особенностей психолого-педагогической коррекции
нарушений отношений со сверстниками у младших школьников с нарушениями
интеллекта в современных исследованиях
В настоящее время идет активный поиск средств гуманизации школьного образования, ориентация на самостоятельность личности, на ее внутренние ресурсы, на стремление субъекта к самореализации.
Гуманистические тенденции, связанные с оказанием психолого-педагогической помощи детям имеющих проблемы в развитии, определяют приоритетные задачи ...
Изменения в организации личности
Убеждения, имевшиеся у пациента до развития депрессии или тревоги, становятся намного более сильными и всеобъемлющими. Убеждения типа «Если вам не сопутствует успех, вы ничего не стоите» или «Хорошая мать должна всегда удовлетворять потребности ребенка» станут крайне выраженными. Кроме того, некоторые аспекты негативного образа себя ста ...