Формы проявления психики человека.
Психические явления
– это совокупность всех явлений и процессов, отражающих основное содержание психики человека, которые изучает психология.[9]
Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей среды. Они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.
Познавательные психические процессы:
· Ощущение
· Восприятие
· Память
· Внимание
· Мышление
· Воображение
С их помощью мы узнаем, постигаем мир и самого себя
Эмоционально-волевые психические процессы:
· Чувства
· Эмоции
Они отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько оно важны именно для него, для его жизни, то есть устанавливают личную значимость того или иного события.
· Воля
· Произвольность
Обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели.
В понятии «психические процессы» подчеркиваются, прежде всего, динамичность, пластичность, изменчивость и непрерывность психической деятельности.
Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.[10] К психическим свойствам относятся особенности личности человека:
· Направленность
· Качества личности
· Черты характера
· Темперамент
· Способности.
Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент времени[11]. К психическим состояниям относят:
· Проявления чувств (настроение, аффекты, тревога, эйфория, фрустрация и прочее)
· Проявление внимания (сосредоточенность, рассеянность)
· Проявление воли (решительность, собранность)
· Проявление мышления (сомнения, размышления)
· Проявление воображения (грезы, фантазии и прочее)
Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга. Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности.
Активность – это
группа личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность индивида к эффективному освоению внешней действительности.[12] Активность обеспечивает поведение человека – его взаимодействие с окружающей средой обуславливаемое внешними и внутренними условиями.
Важнейшей формой человеческой активности является деятельность.
Деятельность -
сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя.[13]
Изучая психику человека, психология уделяет особое внимание различным видам человеческой деятельности, тому, как в ней проявляется, формируется и развивается человек.
Понятие коучинга, как одного из направлений
психологического консультирования
"Принципы коучинга основаны на достижении современной западной психологии и древней восточной мудрости", Джон Уитмор.
Коучинг (от англ. coaching - тренерство) - это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей. Это определение принадлежит основоположнику коучинга Джону Уитмору.
Коучинг – профе ...
Выводы
Возраст человека – один из основных критериев его психической жизни и особенностей характера. В зависимости от возраста человек по разному воспринимает различные жизненные ситуации, в том числе и болезнь.
Возраст обычно делят на различные периоды. В целом в жизни человека можно выделить следующие возрастные периоды: детство, юность, зр ...
Развитие произвольной памяти дошкольников
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов.
Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от ...