Детско-родительские отношения в приёмных семьяхСтраница 1
Проблема социального сиротства – одна из важнейших проблем в нашей стране. Согласно официальным статистическим данным, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 800 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Принятая в России система воспитания таких детей не является эффективной. В государственных учреждениях не только не создаются оптимальные условия, но даже и удовлетворительные для физического и психического развития ребёнка можно найти лишь в немногих (в основном только в центральных столичных) домах ребёнка и детских домах. Существующая форма устройства социальных сирот является малоэффективной: как показывает практика, большинство выпускников государственных учреждений занимают низший социальный уровень общества, часто пополняют собой криминальные структуры и отказываются от собственных детей.
Одним из способов прерывания этого замкнутого круга является усыновление (удочерение).
Ребёнок, попавший в благоприятную семейную обстановку, казалось бы, имеет все возможности для нормального развития. Однако и здесь часто возникают трудности, связанные с взаимной адаптацией детей и родителей.
Целью проведенного нами исследования стало выявление представлений родителей о факторах, влияющих на эффективность адаптации.
Психологическая адаптация – двусторонний процесс, в котором и родители, и ребёнок должны решить задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи. Под психологической адаптацией ребёнка в новой семье следует понимать включение его в семейную систему, принятие им предписанных роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. Психологическая адаптация родителей предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), становление продуктивной родительской позиции, формирование адекватного образа ребёнка.
Всего в исследовании приняли участие 2 группы матерей:
Экспериментальная группа: 30 приёмных матерей (от 22 до 40 лет), усыновивших/удочеривших одного ребёнка.
Возраст приёмного ребёнка: от 3х до 6 лет.
Стаж усыновления: от 2х до 5 лет.
Наличие кровных детей: есть.
Контрольная группа: 30 кровных матерей (от 20 до 46 лет).
Возраст кровного ребёнка: от 3х до 9 лет.
Для выявления представлений родителей о факторах, влияющих на эффективность адаптации был разработан опросник, в котором учитывались основные, по нашему мнению, факторы, определяющие динамику процесса адаптации:
Мотивация к принятию ребёнка в семью (данный фактор включал в себя такие переменные, как мотив «смысла жизни», мотив, удовлетворяющий потребность в продолжении рода, прагматический мотив, мотив компенсации утраты кровного ребёнка, альтруистическая мотивация и проч.)
Психологическая готовность усыновителей к принятию ребёнка в семью (данный фактор включал в себя такие переменные, как адекватность когнитивного образа приёмного ребёнка, психолого-педагогическая компетентность в вопросах развития и воспитания, эмоционально-волевая готовность).
История развития ребёнка (отказной ребёнок, изъятый ребёнок, сирота).
Индивидуально-личностные особенности ребёнка (СДВГ, ЗПР, возраст, и проч.)
Полученные результаты показали, что наиболее существенными, по мнению усыновителей, факторами, влияющими на детско-родительскую адаптацию, являются:
мотивация усыновления, где оптимальными являются мотив «смысла жизни» и альтруистическая мотивация;
эмоционально-волевая готовность к принятию ребёнка в семью как компонент психологической готовности в целом;
предварительное изъятие ребёнка от кровных родителей (людей, которые воспитывали его до изъятия органами опеки) как факт истории развития ребенка;
возраст ребёнка как компонент индивидуально-личностных особенностей ребёнка.
Данное исследование носит пилотажный характер, являясь начальным этапом в изучении роли определённых факторов (мотивации, истории развития ребёнка, индивидуально-личностных особенностей ребёнка, психолого-педагогической готовности приёмных родителей, наличия или отсутствия тайны усыновления и др.) в эффективном и быстром протекании периода детско-родительской адаптации в приёмных семьях. Такое исследование позволит обоснованно подойти к определению содержания и методов психологической помощи приемной семье, включая решение таких задач как:
Характеристика методик исследования
Существует большое количество методик по измерению особенностей мышления. Из трех видов мышления : словесно-логическое, наглядно- образного, наглядно-действенного - у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого – словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве т ...
Изучение эмпатии в психологии личности
А психологии личности исследуются взаимосвязь личностных характеристик индивидов и степень выраженности у них эмпатии.
Коттрел и Даймонд в своей совместной работе сопоставляли уровень эмпатии, полученный в результате исследования испытуемых, с фактами их биографии. Выяснилось, что люди, у которых уровень эмпатийности достаточно высокий ...
История развития генетики поведения в России
Евгеническое движение.
19 ноября 1921 года в Институте экспериментальной биологии прошло первое заседание российского научного евгенического общества. На этом заседании председателем общества был избран выдающийся биолог Н.К.Кольцов. В дальнейшем в работе общества принимали участие не только биологи, медики, но и представители других н ...