Реабилитация созависимости методом гештальт-терапии у подростков
Исследование созависимости или эмоциональной зависимости приобретает в настоящее время все большую актуальность в России по ряду причин.
Созависимость чаще всего рассматривают в двух аспектах – как болезненное состояние сильной поглощенности и озабоченности, крайней зависимости (эмоциональной, социальной и физической) от другого человека или как явление сильной привязанности, характерное для членов дисфункциональных семей в которых кто - либо страдает алкоголизмом или наркоманией. Это положение активно разрабатывается в нашей стране из - за распространенности химических зависимостей, роста числа неполных семей. Этот аспект проблемы исследуется российскими психологами - Шороховой О.А., Москаленко В. В., Морозовой Г. А. Второй аспект исследования созависимости – ее рассмотрение как негативного явления сверхсильной взаимозависимости людей друг от друга без акцентирования способа ее формирования - более популярно за рубежом. Изучением этой проблемы занимаются Уайнхолд Д., Эрхардт У., Битти М. Они определяют созависимость как состояние, характеризующиеся ощущением зависимости от других людей, наличием унижающих, контролирующих взаимоотношений, низкой самооценкой, потребностью в постоянном одобрении и поддержке со стороны других, ощущением бессилия что-либо изменить в деструктивных отношениях, потребностью в каких-либо внешних стимуляторах для отвлечения от переживаний, неопределенностью психологических границ, неспособностью испытывать чувство истинной близости и любви. Они изучают ее негативное влияние на самостоятельность человека, его ответственность за свою жизнь, способность принимать решения и т.п., а также разнообразные способы ее реабилитации. Мы в контексте данной работы будем придерживаться точки зрения зарубежных авторов.
И российские, и зарубежные ученые считают, что созависимость мешает становлению самостоятельности. А ведь сейчас ценятся инициативные, уверенные в себе и целеустремленные люди. Созависимость может мешать даже способным людям проявить себя и добиться успеха в жизни.
Подростковый возраст – один из наиболее значимых этапов жизни каждого. Главные задачи развития в этот период - самоопределение в сфере человеческих ценностей и сфере человеческого общения, решение важных вопросов о смысле жизни, своем месте в ней. Подростковый возраст – достаточно сложный период в жизни каждого. Но человек начинает учиться сам ставить и реализовывать жизненные цели, определять и отстаивать свои психологические границы, то есть становится самостоятельным. Если ход психологического развития искажается эмоциональной зависимостью, этого не происходит и человек живет интересами, потребностями и желаниями других, дезориентирован в собственном внутреннем мире и в реальности, что ведет к частым неудачам и разочарованиям, на которые он тоже реагирует тяжело. Это может привести к алкоголизации, наркотизации, психосоматическим расстройствам. Поэтому психокоррекционную работу по реабилитации различных проявлений созависимости целесообразно вести в подростковом возрасте.
Отечественными и зарубежными авторами описаны множество моделей реабилитации созависимости. Мы остановились на гештальт – подходе, так как гештальт – терапия ставит своей целью расширение зоны осознавания человека, принятие ответственности за собственную жизнь, а не за жизнь окружающих, проведение границы между средой и внутренним миром – обособление, необходимое для осознавания своих ощущений, чувств и потребности. Также гештальт – терапия успешно применяется в групповой работе и при работе с детьми и подростками.
Таким образом, целью нашего исследования было изучение особенностей проявления созависимого поведения старших подростков и методов его реабилитации, в частности гештальт - терапии.
Исследование реабилитации созависимости в подростковом возрасте методами гештальт – терапии включало констатирующий и формирующий эксперименты.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 1 г. Ставрополя.
Экспериментальная группа состояла из 26 человек (11 мальчиков, 15 девочек), контрольная - из 49 (20 мальчиков, 29 девочек) 13 – 15 лет. Был подобран диагностический инструментарий для изучения созависимости и ее характеристик - методики «Степень проявления созависимых моделей» Д. и Б. Уайнхолдов., «Способы преодоления негативных ситуаций» Гончаровой С. С., «Мотивация аффиляции» Мехрабиана А. в модификации Магомед – Эминова М. Ш., «Механизмы психологической защиты», «Личностная агрессивность и конфликтность» Ильина Е.П. и Ковалева П.А. опросник по изучению самоотношения Столина В.В., методика диагностики субъективного уровня одиночества Рассела Д., Фергюсона М. Для обработки результатов диагностики применялся пакет программ Statistica 6.0. Мы применяли корреляционный анализ, проверку достоверности различий показателей при помощи критериев Манна – Уитни и Вилкоксона. По итогам диагностики была составлена программа реабилитации созависимости. Структура программы включала три блока – вводный, основную часть и блок – завершение. Первый блок был направлен на освоение подростками основных правил, норм и принципов групповой психологической работы, на создание атмосферы доверия, заинтересованности в работе, на углубление знакомства друг с другом, второй блок - на осознание своей роли в группе, паттернов поведения, поддерживающих эту роль, потребностей, которые с ее помощью удовлетворяются, развитие доверия к самому себе. Третий блок – блок, направленный на конструктивное завершение работы в группе, подведение итогов, закрепление и интеграцию полученных умений. Для проверки эффективности разработанной программы проводилась процедура повторного диагностического обследования, которое выявило снижение показателей «Степень выраженности созависимых моделей», «Стремление к принятию», «Страх отвержения», «Поиск поддержки» «Поиск виновных», «Отрицание», и увеличение показателей «Открытость», «Самоуверенность», «Анализ проблемы». «Напористость».
Теоретическое осмысление
Всесторонние критерии ЗРЛ в поведенческой литературе пока отсутствуют. Общим при описании людей с этим расстройством является то, что их характеризуют как «крайне неуверенных в себе» (Marshall & Barbaree, 1984, p. 417). Но Туркат и Карлсон (Turkat & Carlson, 1984) придерживаются иного подхода и в случае одного пациента с ЗРЛ фор ...
Выводы
Преимущества и недостатки использования информационных технологий для детей младшего школьного возраста - некоторые выводы.
В этой части нашей работы мы постараемся подвести итог всему вышесказанному относительно младших школьников (7-10 лет). По-видимому, один из основных аспектов, на который следует обратить внимание, - это вопросы ф ...
Этапы развития воображения в онтогенезе
Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной психологии
существует большое количество исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возраст ...