Информация » Люди в групповом общении » Нравственно-психологические качества судьи, следователя, прокурора

Нравственно-психологические качества судьи, следователя, прокурора
Страница 1

Существуют профессии, предъявляющие повышенные нравственные требования к своим специалистам. Это в первую очередь относится к профессиям, представители которых непосредственно вступают в контакт с людьми и так или иначе влияют на их внутренний мир (врач, педагог, офицер и т. д.). Общество со своей стороны предъявляет к ним повышенные требования. Следственная деятельность как раз и относится к подобным видам профессий. Действительно, следователь, согласно ст. 68 УПК, обязан доказывать виновность обвиняемого, выявлять мотивы преступления, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, а также подвергать анализу психические качества иных лиц, выяснять их психические состояния в определенные промежутки времени и т. д., что, естественно, невозможно без психологического контакта с людьми, без проникновения в их внутренний мир.

Большая социальная значимость и ответственность профессиональной деятельности следователя обусловливают предъявление к нему повышенных требований со стороны общества. Мораль получает свое профессиональное использование преимущественно в творческих по своему характеру профессиях. Профессия же следователя, несомненно, является творческой[2].

Все это и позволяет говорить о специфических нравственных требованиях, предъявляемых к следователю.

Профессиональная мораль следователя является предметом следственной этики, представляющей собой раздел судебной этики как учения о нравственных началах осуществления правосудия и деятельности, с ним связанной. Изучение морального облика следователя - одна из основных задач следственной этики, так как от того, каким будет этот облик, зависит не только подлинная нравственность следственной деятельности, но и ее объективность.

В современной профессиональной этике для раскрытия черт, составляющих моральный облик представителя той или иной профессии, обращаются к этической категории «нравственная ценность». Нравственные ценности следователя - это все то, что связано с регулированием его профессиональной деятельности и поведения в быту, с самой профессиональной деятельностью и выраженными в ней моральными отношениями. Среди таких нравственных ценностей можно выделить ценности-нормы, ценности-цели, ценности-качества.

Применительно к следственной деятельности ценности-нормы - это определенные, сложившиеся на основе нравственных принципов нашего общества правила поведения следователей, при помощи которых регулируются их отношения между собой, с другими должностными лицами, с гражданами и обществом в целом. Основой таких ценностей-норм является объективная необходимость сочетания общественных и личных интересов в ходе предварительного следствия.

Расследование уголовных дел часто связано с моральными конфликтами между общественными и личными интересами. Так, например, исходя из общественных интересов и выполняя свой профессиональный долг, следователь арестовывает обвиняемого или задерживает подозреваемого. Тем самым он, конечно, приносит ущерб как интересам этих лиц, так и интересам их близких. Однако следователь здесь не может исходить из какой-либо раз и навсегда установленной иерархии или шкалы ценностей (например, из тезиса, что личная свобода человека, счастье и спокойствие его близких - всегда меньшая ценность, чем интересы расследования, и т. д.). Руководствуясь законом и правосознанием, он должен применять предоставленные ему властные полномочия только в тех случаях, когда использованы все иные возможности для достижения целей правосудия.

Это положение полностью соответствует глубоко нравственным принципам уголовного процесса. Оно проявляется и в том, что применение властных полномочий следователем в уголовно-процессуальном законодательстве не регулируется категорически однозначно. Следователь всегда имеет определенный тактический простор. Так, согласно ст. 89 УПК он вправе (но не обязан!) применить одну из мер пресечения, согласно ст. 147 УПК он может (но не обязательно должен!) подвергнуть обвиняемого приводу в случае его неявки без уважительной причины и т. д.

Страницы: 1 2 3


Когнитивное осмысление
Когнитивная теория может распространить теорию социального научения на нарциссизм. Используя понятие когнитивной триады, сформулированное Беком, Рашем, Шоу и Эмери (Beck, Rush, Shaw & Emery, 1979), мы предполагаем, что НРЛ развивается в результате комбинации дисфункциональных схем себя, мира и будущего. Основа этих схем закладываетс ...

Основные способы познания и освоения действительности
Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к действительности. Результатом познавательного отношения являются знания. Знания необходимы человеку не только для ориентации в окружающем мире, но и для объяснения и предвидения событий, для планирования и ...

Переход от непроизвольной к произвольной памяти
Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Господствующим видом памяти к концу дошкольного возраста, остается память непроизвольная. Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов завис ...