Социально-личностные компетенции как компонент подготовки к профессиональной
деятельности. Компетентностный подход в образованииСтраница 3
В контексте компетентностного подхода содержание компетенции можно представить формулой:
Компетенция = задачи + умения + навыки + опыт деятельности
Компетенция - это обозначение образовательного результата, выражающегося в подготовленности обучающегося к реальному владению методами, средствами деятельности, обладанию такой формы сочетания учебных задач, умений и навыков, которая позволяет достичь поставленной цели.
Образовательные компетенции – это получаемые в процессе образования знания, умения, соединенные с социально важными и профессионально значимыми качествами личности.
Процесс образования – шире, сложнее, чем процесс обучения. Он включает в себя освоение фундаментальных моделей, воспитание человека познающего (воспитание у студентов потребности и умений использовать знания-инструменты для целостного решения познавательных и профессиональных задач), что является одним из важнейших факторов формирования личности, обладающей целостным миропониманием. И в этом контексте образовательная компетенция будет иметь другую терминологическую конструкцию: «образовательная компетенция» представляет собой уровень развития личности обучающегося, в виде ключевой части образовательной компетенции, связанный с качественным освоением содержания образования, где «качественное освоение» определяется требованиями и нормами к подготовке будущего специалиста-психолога. Ключевая часть образовательной компетенции проходит через все образовательные области и объединяет их в единое, целостное содержание. В ней также получают свое концентрированное воплощение все компоненты общепредметного содержания образования: реальные объекты изучаемой действительности, психологические знания об изучаемых явлениях, общие и общеучебные умения и навыки, обобщенные способы деятельности [18; 145].
Признаки проявления компетентности чаще всего описываются с помощью слов «эффективность», «адаптивность», «достижение», «успешность», «понимание», «результативность», «владение», «качество» и «количество». Понятия «компетентность», «компетенция» могут трактоваться как:
• совокупность (система) знаний в действии;
• личностная черта, свойства и качества личности;
• как критерий проявления готовности к деятельности;
• способность, необходимая для решения задач и для получения необходимых результатов работы;
• интегрированная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовать на практике свою компетентность, мотивированная способность;
• деятельностные знания, учения, навыки, опыт (интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач), а также мотивационная и эмоционально-волевая сфера личности;
• проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая её социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость её постоянного совершенствования» и мн. др.
В научной литературе данной проблематики актуальным остается и вопрос о соотношении понятий «компетентность» и «компетенция». Одни авторы употребляют их как слова - синонимы, обозначающие действенность системы знаний. Другие авторы разводят эти понятия по разным основаниям. Так, Э.Ф. Зеер и Э. Сыманюк, обозначают термином «компетентности» - интегративную целостность и действенность знаний, умений, навыков вообще, а термином «компетенции» - интегративную целостность, действенность знаний, опыта в профессиональной деятельности. Если же анализу подвергать приводимые авторами примеры ключевых компетенций и ключевых компетентностей, то видимых принципиальных различий заметить сложно. Так, «информационно-коммуникационные компетентности» очень близки по значению «коммуникативной компетенции».
Команда, участвующая в психодраме
В самом начале психодрама проводилась в виде групповой, супружеской, семейной терапии. Наличие участников группы, которые служат помощниками, а также директора и отдельного протагониста, выявляемого из группы, привело к созданию понятия команды психодрамы. Это основывается на предложении, что каждый участник команды должен осуществить р ...
Чувство эмпатии и социализация личности
Итак, эмпатия - это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах.
Эмпатия, выступая в качестве мотива личности, берет начало от врожденной реакци ...
Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов в
младшем школьном возрасте
Переход к школьному обучению и новому образу жизни, связанному с положением школьника, в том случае, если ребенок внутренне принял соответствующую позицию, открывает для дальнейшего формирования его личность.
Однако формирование личности ребенка практически идет разными путями в зависимости, во-первых, от того, с какой мерой готовности ...