Пути коррекции психологических трудностей дошкольникаСтраница 1
Проведенный по материалам работы консультации анализ характера запросов родителей и результатов, психологических обследований позволил выделить некоторые типичные для дошкольного возраста трудности в развитии ребенка и наметить общие пути их коррекции.
Максимальное число обращений в консультацию падало на младший школьный возраст, но число обращений в консультацию родителей дошкольников также достаточно велико и составляет около 30 % обращений. Не претендуя на всестороннюю систематизацию запросов, выделим следующие, наиболее типичные для дошкольного возраста проблемы.
соответствие уровня умственного развития ребенка возрастной норме. Проблема может выступить как общее снижение уровня развития относительно нормы, так и в парциальной форме – трудности в речевом развитии, плохие память и внимание, дефекты пространственной ориентировки и так далее.
Готовность к школьному обучению. Проблема может возникнуть в связи с принятием родителями решения о возможности обучения ребенка в школе с 6 лет либо в связи с неуверенностью родителей в успешности школьного обучения и желанием получить соответствующие рекомендации по подготовке ребенка к школе.
негативные тенденции личностного развития. Коммуникативные проблемы. Причиной обращения служат, как правило, трудности общения с родителями и воспитателями либо трудности общения ребенка со сверстниками, включая братьев и сестер ребенка. В последнем случае типичными являются жалобы родителей на чрезмерную агрессивность и конфликты ребенка с сибсами или, напротив, на «робость», «боязливость», «застенчивость» в общении со сверстниками в деском саду.
неорганизованность поведения ребенка, включающая в себя недостаточную целенаправленность деятельности, неумение ребенка планировать, регулировать и оценивать свои действия. Нередко конфликты ребенка с родителями, выступающие в форме непослушания, истинной психологической подоплекой имеют низкий уровень произвольной регуляции деятельности и должны быть отнесены в первую очередь к психологическим проблемам организованности поведения
адаптация ребенка к дошкольным детским учреждениям либо резкое изменение ближайшего социального окружения.
Коррекция умственного развития ребенка в дошкольном возрасте включает задачи развития восприятия и сенсорных способностей, наглядно-образного мышления и знаково-символической функции, начальных форм произвольного внимания и памяти. Особую задачу составляет коррекция речевого развития, которая осуществляется в первую очередь в рамках специализированной логопедической помощи.
Коррекция сенсорных способностей ребенка осуществляется как их целенаправленное формирование, включающее усвоение детьми системы сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций, приобретающих в дошкольном возрасте моделирующий характер.
Важный компонент коррекции мышления ребенка-дошкольника составляет развитие познавательных мотивов. Расширение сферы внеситуативного-познавательного общения ребенка, создание проблемных учебных ситуаций на коррекционном занятии, использование специальных дидактических игр-загадок, стимулирование самостоятельной активности ребенка – важные факторы формирования познавательных мотивов.
В основе коррекции наглядно-образного мышления в школьном возрасте лежат выявление и отражение объективных связей и отношений действительности в виде наглядно-пространственных моделей. Основной задачей коррекции в этом случае становиться формирование у ребенка умения создавать и использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач.
Коррекция логических форм мышления в дошкольном возрасте неразрывно связана с развитием обобщающей и символической функций речи. Коррекционные занятия должны быть направлены на формирование предпосылок овладения ребенком системой научных понятий, ставя свой целью развитие у ребенка логических операций анализа, сравнения, обобщения, развитие действий классификации.
В настоящее время разработано значительное множество коррекционных программ «когнитивной тренировки», направленных на развитие умственных способностей ребенка. Эти программы представляют собой серию заданий, которые могут быть использованы и в диагностических целях, последовательно усложняющихся от предельно простых вариантов задач до задач, решение которых требует высокого уровня развития соответствующих когнитивных способностей.
Цели коррекции речевого развития в дошкольном возрасте определяются формированием основных новообразований этого возраста: становлением планирующей и регулирующей функций речи и соответствующих им форм – формирование становление контекстной речи и совершенствованием диалогической ситуативной речи. Задачи коррекции включают: обогащение и активизацию словаря, формирование звуковой и грамматической правильности речи, формирование выразительности речи на основе адекватного применения интонационных и лексических средств, формирование связной контекстной речи, формирование планирующей и регулирующей функции речи, обучение звуковому анализу слов и словесному анализу предложений в плане подготовки к обучению детей грамоте.
Результаты и их обсуждение
Согласно результатам проведенных исследований – методики Айзенка, анализа успеваемости за учебный год, дисперсионного анализа, можно сделать вывод о степени влияния индивидуально-типологических особенностей ребенка на его успеваемость в школе. Результаты методики Айзенка показали, что в испытуемом классе преобладают сангвиники по типу т ...
Особенности дезадоптации молодых семей. Определение
понятия молодая семья.
Молодая семья – это семья в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста (постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. «Основные направления государственной молодёжной политики в Российской Федерации»).
Та ...
Диагностические критерии для параноидного расстройства личности по DSM-III-R
А. Начинающаяся в ранней взрослости и проявляющаяся в различных контекстах глубокая и необоснованная склонность интерпретировать действия людей как преднамеренно унижающие или угрожающие, на что указывают по крайней мере четыре признака из следующих:
1) безосновательные ожидания больного, что другие будут эксплуатировать его или причин ...