Анализ эффективности
применения телесно-ориентированной терапии при работе с проблемными детьми. Психотерапевтические методикиСтраница 1
Экспериментальная часть работы проводилась в МОУ ДО Социально-психологического центра "Ника".
На первом этапе работы проводилось тестирование и отбор подростков с психоэмоциональными нарушениями (агрессия, депрессия и другие). Кроме тестирования проводили контроль диагноза по медицинским картам подростков.
Для выявления психоэмоциональных расстройств применяли следующие методики.
1. Опросник Бека предназначен для диагностики депрессивных состояний. [10]
2. Опросник А. Басс и А. Дарки [13]
3. Шкала самооценки Спилбергена-Ханина [18]
Описание методик исследования
1. Опросник Бека предназначен для диагностики депрессивных состояний. Несмотря на то, что утверждения теста очень прямые и позволяют испытуемому скрывать свое истинное состояние, использование опросника Бека в клинической практике показало его высокую эффективность при скрининговых и предварительных обследованиях. Тест можно проводить в групповом и индивидуальном вариантах. Результаты опросника высоко коррелируют с личностной и ситуативной тревожностью и алекситимией. Все утверждения опросника Бека являются прямыми, поэтому для подсчета общего результата необходимо просто просуммировать все баллы, соответствующие выбранным утверждениям.
Оценка результатов
Считается, что испытуемый страдает депрессией, если он набрал более 25 баллов. Результат менее 10 баллов говорит об отсутствии депрессивных тенденций и хорошем эмоциональном состоянии испытуемого. Промежуточную группу составляют испытуемые с легким уровнем депрессии ситуативного или невротического генеза.
Результаты исследования приведены в табл. 1 (Приложение 1) и на рис.1
Рисунок 1 – Оценка депрессии в баллах по группе
Итак, результаты исследования показывают, что у 9 подростков отсутствуют депрессивные тенденции и наблюдается хорошее эмоциональное состояние. Четыре подростка страдают депрессией, у семи подростков наблюдается легкий уровень депрессии ситуативного или невротического генеза.
2. А. Басс и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей и форм агрессии:
1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.
2. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угрозы, проклятия, ругань).
3. Косвенная агрессия - использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявлении ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (в крике, топанье ногами и т.п.)
4. Негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов.
5. Раздражение - склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости.
6. Подозрительность - склонность к недоверию, осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред.
7. Обида - проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания.
8. Аутоагрессия или чувство вины - отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого испытуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно, бессовестно.
Значения по шкалам подсчитывается следующим образом:
1. Физическая агрессия (к=11): 1+, 9-, 17-, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+.
2. Вербальная агрессия (к=8): 7+, 15+, 23+, 31+, 39-, 46+, 53+, 60+, 66-, 71+, 73+, 74-, 75-.
3. Косвенная агрессия (к=13): 2+, 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-, 56+, 63+.
4. Негативизм (к=20): 4+, 12+, 20+, 28+, 36-.
5. Раздражение (к=9): 3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+, 64+, 69-, 72+.
6. Подозрительность (к=11): 6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-, 70-.
7. Обида (к=13): 5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58+.
8. Чувство вины (к=11): 8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+.
При обработке данных ответы "Пожалуй, да" оцениваются как "Да", а "Пожалуй, нет" - как "Нет".
Номера вопросов со знаком "-" требуют регистрации с противоположным знаком: ответ "да" регистрируется как ответ "нет" и наоборот.
Сумма баллов, умноженная на коэффициент, указанный скобках при каждом параметре агрессивности, позволяет получить удобные для сопоставления - нормированные - показатели, характеризующие индивидуальные и групповые результаты.
Использование ролевых игр
Ролевые игры можно использовать для развития навыка и преодоления комплексов, как при «тренинге ассертивности». Когда ролевая игра посвящена эмоционально значимой теме, обычно пробуждаются дисфункциональные когнитивные структуры. Они могут быть «проработаны» точно так же, как любые другие автоматические мысли.
В обратной ролевой игре п ...
Особенности психического развития глухих детей, имеющих другие первичные
нарушения развития
У глухих нередко наблюдается нарушение вестибулярного аппарата. Оно чаще встречается у детей с приобретенным нарушением слуха, чем с наследственной формой глухоты. Тяжелый воспалительный процесс, охватывающий среднее и внутреннее ухо ребенка, распространяется и на находящиеся в непосредственной близости преддверие и полукружные канал ...
Разработка портфеля
компетенций под задачи тренинга
На основе данных, полученных в ходе беседы с заказчиком, интервью со специалистами первой смены, а так же анализа соответствующей проблематике литературы, был составлен цикл рабочего дня специалиста центра.
Поскольку метод наблюдения в данной ситуации (работы сотрудников салона с клиентами) невозможен в силу этических соображений мы бы ...