Информация » Влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье человека » Анализ эффективности применения телесно-ориентированной терапии при работе с проблемными детьми. Психотерапевтические методики

Анализ эффективности применения телесно-ориентированной терапии при работе с проблемными детьми. Психотерапевтические методики
Страница 2

Суммарные показатели (в кавычках указаны номера шкал):

Индекс агрессивности: ("1" + "2" + "3") / 3

Индекс враждебности: ("6" + "7") / 2

Результаты исследования приведены в табл. 2 (Приложение 1)

В итоге были получены следующие результаты: у одного подростка, что составляет 5 % наблюдается физическая агрессия (1), у одного подростка, что составляет также 5% наблюдается вербальная агрессия (2), у двух подростков (10%) наблюдается косвенная агрессия (5,10). В процентах это можно выразить на рис. 2.

Рисунок 2 – Уровень агрессии в группе, %

3. Шкала самооценки Спилбергена-Ханина позволяет выявить субъективный уровень личностной и ситуативной тревожности. Показатели личностной и реактивной (ситуативной) тревожности подсчитываются следующим образом:

Ситуативная тревожность = сумма баллов по прямым вопросам (3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18) минус сумма баллов по обратным вопросам (остальные) плюс 50.

Личностная тревожность = сумма баллов по прямым вопросам (22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40) минус сумма баллов по обратным вопросам (остальные) плюс 35.

Оценка результатов: до 30 баллов - низкая тревожность, от 31 до 45 баллов - умеренная тревожность, свыше 46 баллов - высокая тревожность.

Результаты тестирования приведены в табл. 3(Приложение 1)

Результаты исследования тревожности показали, что у троих подростков (15%) наблюдается ситуативная тревожность (3,5,7), у девяти подростков (45%) наблюдается личностная тревожность (4,6,9,10,12,13,15,18,19). Результаты представлены на рис. 3

Рисунок 3 – Уровень тревожности в группе, %

В результате тестирования были отобраны 20 подростков со следующими заболеваниями: депрессия – 4 человека, агрессия – 4 человека, личностная тревожность – 9 человек, ситуативная тревожность – 3 человека.

На втором этапе работы необходимо сформировать группы подростков для психологической коррекции указанных расстройств.

Были сформированы 2 группы пациентов по 10 человек - контрольная и экспериментальная, где проводились следующие процедуры.

В контрольной группе проводился массаж 3 раза в неделю (в течение месяца) – итого 12 раз, в экспериментальной группе проводился массаж 3 раза в неделю и телесно-ориентированная терапия на следующий день после массажа в течение трех часов также в течение месяца 12 раз.

На следующем этапе работы проводился массаж по показаниям, в процессе которого можно установить уровень физического (мышечного) напряжения пациентов, и сравнить его с уровнем до начала занятия, а так же наблюдать динамику изменения уровня тонического напряжения в течение всего курса. Уровень тонического напряжения напрямую связан с уровнем тревожности, депрессии [13]. Данное соотношение позволяло отслеживать динамику изменения уровня тревожности у пациентов в течение курса лечения.

Массаж носил расслабляющий характер, основная цель была - снять излишнее напряжение и продлить тесный физический контакт с пациентом, как можно дальше оттянуть момент его ухода в себя.

В экспериментальной группе помимо массажа применяли телесно-ориентированный тренинг, методика которого представлена ниже

Разминка

Цель: Дыхательные упражнения являются замечательной разминкой для занятий биоэнергетической группы. Они полезны на ранней стадии развития группы для увеличения энергии участников и расширения сферы осознания тела.

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: Нет.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Групповые дыхательные упражнения выполняются членами группы в унисон, энергично и с энтузиазмом.

Встаньте и образуйте круг. Поставьте ноги на расстоянии около 90 см, перенесите вес на пальцы ног. Колени держите слегка согнутыми, дайте телу расслабиться, а тазу - свободно провиснуть. Положите руку себе на живот и смотрите в глаза участнику, стоящему напротив вас. Сделайте глубокий вдох через рот, пропуская воздух по всему пути до живота. Сделайте глубокий выдох, давая вырваться звуку. Поддерживайте звучание столько, сколько сможете без напряжения. Повторите 16 циклов глубокого дыхания, вдыхая и выдыхая медленно и глубоко. Не торопитесь, иначе почувствуете головокружение. Не сдерживайте никакие звуки, которые вам захочется произнести, все время смотрите друг другу в глаза. Осознавайте любые помехи в процессе дыхания. Отмечайте все возникающие чувства во время полного дыхания и сохраняйте тело мягким и расслабленным.

Закончив упражнение на совместное дыхание, встряхните все тело, свесив руки по сторонам, сгибая и выпрямляя колени. Затем несколько раз подпрыгните для энергетизации частей тела. Прыгайте медленно, едва отрывая ноги от пола. Продолжайте ходить, пока не устанете. Затем отдохните, слегка согнув колени, сместив вес вперед и выпрямив спину.

Страницы: 1 2 3


Эмпирическое изучение выраженности социально-личностных компетенций. Организация психодиагностического обследования
Обследование проводилось индивидуально в период с 7 по 8 мая 2009г. Участники были замотивированы гарантией конфиденциальности и сообщением результатов. Отклонений, допущенных при сборе данных, нет. Общее количество обследуемых – 10 человек, девушки в возрасте от 18 до 23 лет (возрастной разброс составил 5 лет), студентки, предположит ...

Теоретические аспекты телесно-ориентированной терапии. История возникновения телесно-ориентированной терапии
Телесные практики как инструмент познания человеком себя и мира берут свое начало в глубокой древности. Телесная терапия, направленная на достижение и поддержание здоровья, существовала задолго до научного или структурного подхода к ней в рамках таких сфер, как боевые искусства, шаманизм, целительство, танец, сексуальные отношения, рели ...

Причины неуспеваемости в младшем школьном возрасте
Чтобы говорить о причинах школьной неуспеваемости, необходимо развести встречающиеся в литературе определения, которые иногда употребляют как синонимы: школьные трудности, неуспеваемость, школьная дезадаптация. Под школьными трудностями имеется в виду весь комплекс школьных проблем, которые могут возникать у ребенка в связи с началом с ...