Сущность системного кризиса в психологииСтраница 4
Психология, таким образом, оказавшись в наиболее "горячей точке" взаимодействия различных метадигм, испытывает на себе их противоречивое влияние, которое отображается в ее внутренних противоречиях, воспринимаемых как кризис психологического знания и традиционных способов его получения.
Ее кризис носит системный характер, имея в своей основе три ключевых фактора:
1) общий кризис рационализма,
2) функциональный кризис науки,
3) кризис естественнонаучности и традиционной - позитивистской - модели получения знания.
Все три составляющие этого кризиса имеют социальные корни, и поэтому кризис психологии, проявляющийся в основном в когнитивной плоскости - как кризис психологического знания и способов его получения, обусловлен преимущественно социальными причинами, являясь кризисом не столько самой психологической науки, сколько системы ее взаимоотношений с обществом, и поэтому может разрешиться только социальным путем. Наивно полагать, что изобретение новых систем психологического знания, развитие уже существующих или отработка новых способов аргументации помогут рационалистической метадигме одолеть ее конкурентов. Рационалистическую науку можно метафорически охарактеризовать как "сознание" общества, а такие явления, как паранаука, отнести к проявлениям его "бессознательного". Современное общество явно предпочитает пребывать в бессознательном состоянии, а также имеет склонность к измененным состояниям сознания. Пока это так, у рациональной науки и, соответственно, у рационалистической психологии мало шансов на восстановление прежнего влияния на массовое сознание, которое все больше походит на массовое бессознательное[17].
История, теория и методы. Введение в когнитивную
психотерапию расстройств личности
Психотерапия пациентов с различными расстройствами личности обсуждалась в клинической литературе с момента возникновения психотерапии. Рассмотренные Фрейдом классические случаи Анны О. (Breuer & Freud, 1893-1895/1955) и человека-крысы (Freud, 1909/1955) на основе современных критериев могут быть диагностированы как расстройства личн ...
Когнитивное, поведенческое и эмоциональное избегание
В дополнение к социальному избеганию многие избегающие пациенты также демонстрируют когнитивное, поведенческое и эмоциональное избегание. Они избегают думать о проблемах, которые вызывают дисфорию, и действуют так, чтобы сохранить это избегание. Появляется следующий типичный паттерн.
Избегающие пациенты осознают чувство дисфории. (Они ...
Содержание программы
Реализация программы предполагает определенную поэтапность.
I
этап – диагностический.
На этом этапе проводится комплексная диагностика потенциальных участников группы, цель которой – определение уровня актуального развития ребенка и выявление возможных нарушений в развитии. Работа осуществляется в режиме индивидуальных диагностически ...