Психика, поведение и деятельностьСтраница 4
Существует тесная связь между навыками и инстинктами. Наиболее успешно вырабатываются навыки, соответствующие инстинкт С другой стороны, навыки влияют на инстинкты, часто даже их. Хорошо дрессированная собака берет пищу только из хозяина. Навык подавляет один из сильнейших инстинктов В процессе эволюционного развития навыки, соответствующие жизни многих поколений животных, постепенно закрепляя и превращаются в наследуемые формы поведения. Считается, именно в этом и проявляется естественный отбор, обеспечивают приспособление животных к существующим условиям жизни. Необходимо отметить, что навыки могут существенно отличаться от друга.
Одни из них по своему автоматизму приближаются, инстинктам, а другие к интеллектуальным проявлениям. Интеллектуальные действия животного — такие действия, на основе отражения сложных отношений между отдельными животное решает задачи, с которыми оно ранее не сталось. Интеллектуальные действия животных являются высшей формой их к окружающей среде, позволяют предвосхищать ситуации. Это предвосхищение дает возможность животному заблаговременно предпринять действия, направленные на удовлетворение своих потребностей или сохранение жизни.
Интеллектуальное поведение животных имеет следующие особенности.
Животные способны к интеллектуальным действиям только при возникновении трудностей на пути к достижению цели (проблемная ситуация). Если цель достигается привычным способом, с помощью инстинктов или навыков, то животное интеллектуальных действий проявляет.
Интеллектуальные действия животных имеют примитивный характер. Животные, в отличие от человека, не опираются на знания объективных закономерностей.
Интеллектуальные действия даже у высших животных проявляются от случая к случаю. Они не приобретают основного значения в жизни животного и не закрепляются в его опыте.
Изобретенные способы действий не передаются одним животным другому и не являются, таким образом, продуктом видового опыта Они остаются достоянием только отдельных особей.
Таким образом, интеллектуальные формы поведения характеризуются тем, что они обеспечивают достаточно точное приспособление животных к изменяющимся условиям внешней среды. Они дают возможность животным отражать не только отдельные предметы, но и связи, отношения между ними.
Развитие психики в онтогенезе
Развитие психики в онтогенезе, то есть от рождения и на протяжении всей жизни, это развитие, которое подразумевает прежде всего развитие личности. Развитие личности в целом определяется как генетическими, так и социально-культурными влияниями. Существует большое количество теорий, которые пытаются объяснить становление личности, ее развитие.
Общепринятыми положениями относительно развития личности являются следующие.
• Личностью не рождаются, личностью становятся.
• Развитие личности возможно только в социальной среде.
• Движущими силами развития личности являются внутренний противоречия.
Для развития нормальной личности необходима активность самого ребенка.
• Развивающаяся личность проходит одни и те же стадии, но с индивидуальными особенностями.
• В развитии личности существуют так называемые сенситивные периоды, то есть периоды, чувствительные к усвоению определенных знаний, норм, отношений и т.п. Доказательством указанных положений служит множество известных и описанных в научной литературе случаев, когда новорожденный ребенок попадал в среду животных(дети -маугли). Если такой ребенок оставался живым, он никогда не становился личностью, а оказавшись в обществе людей, не мог стать его полноценным членом. Для : Многих из них оказалось невозможным усвоение речи и многих других деятельности, характерных для нормальной личности. Рост и развитие ребенка представляют собой непрерывный, но далеко не равномерный процесс. В ходе этого процесса отмечаются этапы с максимально интенсивным ростом и сравнительно замедленным психическим развитием и, наоборот, этапы с интенсивным развитием замедленным ростом. Такой волнообразный характер .развития и роста позволяет установить определенную этапность, то есть определить возрастные интервалы, а также узловые переходные моменты, когда один возрастной период переходит в другой.
Профессиональные особенности восприятия человека человеком
Непременным условием превращения каждого человека в субъекте познания других людей является деятельность, включаясь в которую человек оказывается связанным с этими людьми множеством определенных отношений.
Обычно в ситуациях непосредственного взаимодействия людей всегда решается какая-то определенная задача. И для каждого из участников ...
Теоретические аспекты развития связной речи младших школьников с нарушением
интеллекта. Психолингвистический анализ развития связной
речи у младших школьников
Связная монологическая речь, представляя собой много аспектную проблему, является предметом изучения разных наук - психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики.
В литературе часто при определении сущности данного вида речи акцент делается на слове «связная». Поэтому под определение «свя ...
Практические аспекты изучения воображения у детей дошкольного
возраста. Описание диагностических методик для изучения уровня развития воображения
у детей дошкольного возраста
Для изучения воображения в психологии разработано достаточно много методов и методик. Так, например для изучения воображения у детей дошкольного возраста используются следующие диагностические методики : « Неполные фигуры», «Рисунок», «Скульптура», «Нелепые картинки», «Заполнение отсутствующих деталей в изображении» и т.д.
Для оценки р ...