Сущность синдрома эмоционального выгоранияСтраница 1
Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе.
Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте. Эмоциональное выгорание обычно изучается на примере помогающих профессий (в нашем случае юристов – адвокатов), в то время как сам феномен выгорания встречается и в других сферах деятельности, связанных, например, с риском для жизни (работники правоохранительных органов, системы исполнения наказаний).
Выделяют три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания:
ü предельное истощение,
ü отстраненность от клиентов (пациентов, учеников) и от работы,
ü ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.
Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак – истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.
Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является личностная отстраненность. Это особенно характерно для адвокатов. Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к «клиенту» через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к «клиенту», он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.
Третьим признаком синдрома выгорания является – ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания:
1. Физические симптомы:
ü Усталость, физическое утомление, истощение.
ü Уменьшенный или увеличенный вес.
ü Недостаточный сон, бессонница.
ü Плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям).
ü Затрудненное дыхание, отдышка.
ü Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание.
ü Гипертензия (повышенное давление).
ü Язвы, нарывы.
ü Сердечные болезни.
2. Эмоциональные симптомы:
ü Недостаток эмоций, неэмоциональность
ü Пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни.
ü Безразличие и усталость.
ü Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность.
ü Раздражительность, агрессивность.
ü Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться.
ü Депрессия, чувство вины.
ü Нервные рыдания. Истерики. Душевные страдания.
ü Потеря идеалов или надежд или профессиональных перспектив.
ü Увеличение деперсонализации своей или других. (Люди становятся безликими, как манекены.).
ü Преобладает чувство одиночества.
3. Поведенческие симптомы:
ü Рабочее время больше 45 часов в неделю.
ü Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть.
Составьте симптомокомплекс деловых качеств
личности, необходимых в личностной структуре профессиограммы юриста
Глубина мышления, позволяющая понять сущность факта, предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и побочные результаты происходящего.
Широта мышления – способность привлечь различные знания, охватить широкий круг вопросов из области теории и практики.
Мобильность и быстрота ума – способность к продуктивному мышлению в разнообразной обст ...
Экспериментальное общение
Психологический эксперимент — это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых.
Процессом, организующим и регулирующим совместную деятельность, является общение. Испытуемый приходит к экспериментатору, имея свои жизненные план ...
Понимание человека в педагогике
Развитие педагогической теории предполагает интеграцию научных знаний о мире и человеке. Такая интеграция особенно необходима в наше время, когда речь идет о создании "Новой педагогики"[29]. Без ответов на вопросы о месте, сущности и назначении человека в мире, его возможностях, механизмах внутренней и внешней деятельности - р ...