Основные способы познания и освоения действительностиСтраница 1
Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к действительности. Результатом познавательного отношения являются знания. Знания необходимы человеку не только для ориентации в окружающем мире, но и для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки новых знаний.
Существует два основных этапа познания: чувственное и абстрактное. Чувственным познание называется потому, что для познания объектов на данном уровне необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение и восприятие материальных объектов. Ощущен6ие и восприятие являются первичными формами познавательного процесса. Именно на их основе, благодаря им осуществляется контакт человека с миром материальных объектов. Абстрактным познание называется потому, что при таком познании не задействованы органы чувств, а используются другие анализаторы (например: слуховой и зрительный).
Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды называются познавательными процессами.
Познание – обусловленный развитием общественно–исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, результатом которого является новое знание о мире. Специально организованное познание составляет сущность учебно-воспитательного процесса. Познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.
Каждый из познавательных процессов имеет свои характеристики. Протекая одновременно эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и настолько незаметно для нас, что мы в данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм, звуков и запахов, а как единый целостный объект. Все знания самого высокого порядка, включая знания об устройстве мира, являются результатом интеграции знаний получаемых с помощью познавательных психических процессов различного уровня. К основным познавательным процесса относятся: ощущение, восприятие, мышление, память.
Ощущение – отражение (самое простое) свойств предметов при непосредственном воздействии на рецепторы. Результатом процесса ощущения является возникновение сенсорного образа. Наше поведение и работоспособность во многом зависит от слуховых (акустических), и зрительных (визуальных) ощущений. Восприятие – формируется благодаря взаимодействию нескольких органов чувств, синтезом ощущений, поступающих от глаз, ушей, кожи, мышц. Тесно связано с мышлением. Если у человека развито восприятие, то у него развита наблюдательность и память. Восприятие – это активный процесс, использующий информацию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем богаче у него знаний, тем больше он увидит в предмете или другом человеке – партнере по общению. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию, передают ежесекундно ее огромный поток. Если бы человек лишился органов чувств, он не смог бы общаться, избегать опасности.
Память – психофизический процесс, материальной основой которого является мозг и нервная система. Однако память неразрывно связана со знаниями, прошлым опытом, эмоциями. Память необходима для накопления знаний, успешной и продуктивной работы и является непременным условием обучения и развития индивида, становления его как личности.
Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса. Основные характеристики внимания – концентрация, устойчивость, распределение, переключаемость и объем. Концентрация – сосредоточенность. Устойчивость – длительное привлечение внимания к одному предмету или объекту. Распределение – способность человека одновременно концентрироваться на нескольких объектах, что дает возможность делать сразу несколько дел.
Предмет и задачи экспериментальной психологии
Под экспериментальной психологией понимают
1. всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. (В. Вундт, С. Стивенсон и др.) Научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной ве ...
Анализ проектного фона
Предложенная мною система психолого-педагогической работы по адаптации детей в школе рассчитана на один учебный год. При этом акцентирую внимание на первое полугодие как этап первичной адаптации. Конкретно рассмотрю программу помощи детям с личностными и поведенческими проблемами.
Особенности первого полугодия, на мой взгляд, состоит в ...
Характеристика методик исследования
Существует большое количество методик по измерению особенностей мышления. Из трех видов мышления : словесно-логическое, наглядно- образного, наглядно-действенного - у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого – словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве т ...