ВведениеСтраница 2
Эти авторы затрагивают проблемы адаптации в комплексе с другими управленческими проблемами, такими как принятие управленческих решений, функциями менеджмента по планированию и организации деятельности, а также мотивация персонала. В работах этих авторов освещается широкий круг вопросов адаптации в деловой организации, функционирующей в конкурентной рыночной среде, рассматриваются вопросы управления, касающиеся управления человеком в организации.
По мнению А.Л. Волгина, В.И. Мширко А.Л. Модина, адаптация человека к организационному окружению может быть выражена через систему критериев успешности организации в целом. Концепция адаптации человека к окружению заключается в том, что «эффективной признается система адаптации персонала, являющейся конкурентоспособной с позиций оказываемых услуг, самой организации и работы в ней» [9. Стр 146]. Однако данный подход не позволяет производить оценку адаптации человека к окружению.
Близким к рассмотренному является подход к определению категории «социально-экономическая эффективность адаптации человека к окружению» С.Б. Качалова, который определяет эффективность адаптации следующим образом: «Социально-экономическая эффективность в области адаптации персонала на рабочем месте означает достижение целей организации (оказание услуг) путем использования персонала по принципу экономичного расходования ограниченных средств. .Социальная эффективность реализуется в виде исполнения ожиданий, потребностей и интересов сотрудников». В качестве механизма оценки эффективности предлагается оценка степени достижения поставленных целей. «Достижение социально- экономической эффективности адаптации человека к окружению становится возможным при условии достижения четко поставленных целей - управления персоналом».
Проблемы управления могут быть решены в процессе проведения дискуссий и выбора альтернатив. Для решения этих проблем, Ю.Д. Красовский советует воспользоваться услугами «внешних» специалистов в области управления.
Чтобы эффективно функционировать и развиваться в условиях рынка и конкуренции, С.Б.Качалов советует организации постоянно изменяться и совершенствоваться. При этом, отмечает С.Б.Качалов, каждые четыре или пять лет нужны крупные перемены в организационной структуре, изменении технологий, выпуске новой продукции, рабочих мест и др. Значительные изменения неизбежно затронут интересы как вновь поступивших людей в коллектив, так и работников проработавших длительное время в коллективе.
По мнению В.А. Спивака, причинами повышенной напряженности (особенно в условиях реформирования организации) могут быть:
- недостаточная информированность членов организации;
- ложная или искаженная информация, слухи;
- неопределенность, неуверенность в перспективе;
- ограничения в коммуникациях и т. д.
Исследователи А. Павлуцкий, О.Алехина считают, что к быстрой адаптации человека на новом рабочем месте помогут следующие мероприятия:
- вовлеченность и сопричастность в дела организации;
- максимально возможное делегирование полномочий сверху вниз;
- свободу циркуляции технической, экономической и социальной информации;
- всемерное развитие коммуникаций.
Я.М. Бельчиков, М.М. Бирштейн считают, что быстрой адаптации человека к окружающему коллективу помогут деловые игры.
Важнейшим условием успешной адаптации вновь принятого работника к коллективу, считают В.Т.Алиев, С.В. Дохолян, является организационная культура предприятия.
Также в написании дипломной работы были использованы журналы «Управление персоналом», «Персонал», «Служба кадров». В статьях практиков управленческой деятельности раскрываются основные приемы, методы и механизмы адаптации персонала на современных российских и зарубежных предприятиях, обосновывается их эффективность и предпосылки применения.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении определены актуальность, цель, задачи и методы исследования, дается обзор и анализ литературы по данной тематике, описана структура работы.
В первой главе описывается общая характеристика внутренней среды организации как социально-экономической системы.
Во второй главе рассматриваются методы адаптации человека к организационному окружению. Здесь же будет рассмотрены общие и характерные особенности адаптации работников в организации.
Виды конфликтов
В зависимости от носителей противоречия, являющегося основой конфликта, обычно выделяют внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты. Внутриличностный конфликт
представляет собой столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных мотивов, интересов или потребностей военнослужащего. Каждый из нас не один ра ...
Профилактика панических реакций
1) Основу профилактики любых психологических явлений составляет анализ особенностей возникновения и течения различных форм индивидуальных и коллективных реакций страха (паники).
2) Профотбор лиц для работы на опасных видах труда и особенно руководителей производственных коллективов (существуют личности с повышенным уровнем риска). Нако ...
Отдельные лечебные вмешательства
Как только психотерапевт соберет достаточно данных, указывающих на наличие НРЛ, он может приступить к осмыслению предъявленной пациентом проблемы (депрессия, проблема в отношениях, нерешительность, трудности на работе и т. д.) как усугубленной его образом жизни. При использовании когнитивной модели психотерапевт может обсуждать эти проб ...