Информация » Особенности наглядно–образного мышления умственно отсталых дошкольников » Современные представления о мыслительной деятельности

Современные представления о мыслительной деятельности
Страница 4

Мыслительная деятельность людей совершается посредством специфических операций, к которым относится: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение и систематизация. Сравнение- это мыслительное сопоставление предметов и явлений с целью установления сходства и различия между ними. По К.Д.Ушинскому, операция сравнения является основой понимания. Любой предмет или феномен познается в сравнении с другими, уже известными субъекту. Анализ- это мыслительное расчленение предмета или явления на составляющие его части, выделение в нем конкретных элементов, признаков и свойств. Анализ может быть простым и сложным. То есть сводится к выявлению либо единичных признаков познаваемого объекта, либо целого множества характерных признаков и связей между ними. Синтез- это операция, противоположная анализу, которая выражается в мыслительном соединении отдельных элементов, частей и признаков познаваемого объекта в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом - в их единстве обеспечивается целостная мыслительная деятельность. Абстрагирование- мысленное отключение от второстепенных признаков и выделение только наиболее существенных особенностей и свойств познаваемого объекта. Сущность абстракции- в оптимальном сокращении избыточного объема информации, что в свою очередь сокращает время ее переработки и принятия (или нахождения) решения. Благодаря отвлечению от множества деталей и фиксации самого существенного возможно использование в мышлении абстрактных понятий, моделей, схем, формул, пиктограмм. Конкретизация- это мысленный переход от общего к частному, то есть операция, противоположная абстрагировании. Примером может служить переход от абстрактного понятия к конкретному феномену, описание общих законов и принципов с опорой на конкретные примеры, частные случаи их проявления. Обобщение основано на анализе выделения свойств и характеристик, общих для некоторой группы предметов или явлений. Причем «общее» понимается двояко: как сходные признаки и как наиболее существенные свойства. Всякое существенное свойство является вместе с тем и общим для данной категории однородных объектов, но не наоборот. Далеко не каждое общее (сходное) свойство оказывается существенным для исследуемой группы. Так, опираясь на сходные признаки, мы можем заключить, что кит- это рыба, однако, выделив самое существенное, отнесем его к млекопитающим. Классификация- это разделение и последующее объединение познаваемых объектов или феноменов по каким-либо критериям (основаниям). Примером может служить приведенные в этом пособии всевозможные классификации психических явлений, объединенных в группы по генетическому, функциональному, временному, анатомо-физиологическому критериям. Систематизация- также разделение и последующее объединение, но уже не отдельных объектов познания ( как при классификации), а их групп или классов. Примерами систематизации могут служить различные таксономические системы, служащие для описания сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение (органический мир, объекты геологии, языкознание, этнография и так далее).

Данное пособие- частный случай систематизации психологических знаний, теорий и понятий. В наше время существует множество классификаций мышления. Согласно различным основаниям выделяются такие виды мыслительной деятельности, как: наглядно- действенное, наглядно- образное и словесно- логическое мышление; мышление теоретическое и практическое (эмпирическое); логическое ( аналитическое и интуитивное); реалистическое и аутистическое ( связанное с уходом от социальной действительности во внутренние переживания); продуктивное и репродуктивное. Наглядно-действенное мышление составляет генетически более ранний и простейший вид мышления. Характеризуется тем, что решение задачи осуществляется путем физического преобразования ситуации, познание свойств объектов непосредственным воздействием на них. Является ситуативно- обусловленным, то есть требует восприятия ситуации и возможности действовать в ней. Элементарные формы мышления этого вида, наблюдаемые у высших животных ( И.П.Павлов, В.Келлер). Особенности формирования и функционирования наглядно- действенного мышления у ребенка детально изучено Ж.Пиаже и его школой. У взрослого данный вид мыслительной деятельности сосуществует с наглядно-образным и словесно- логическим мышлением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Консультации по вопросам детско-родительских отношений
Консультация 1. Личная карточка клиента Ф.И.О. Кузнецова Татьяна Владимировна Возраст: 36 лет Образование: среднее Семейное положение: замужем Наличие детей: двое: сын 16 лет и дочь 14 лет. Место работы: завод «ОЦМ» Должность: контролер ОКТ цеха Внешний вид: не очень аккуратна, одета неярко в серых тонах, создается впечатление, ...

Принцип персонификации высказывания
Каждый высказывающийся во время тренинга обязан избавиться от таких высказываний как: "Всем известно…" или "считается, что…". Подобные безличностные языковые формы, употребляемые в обывательской жизни, помогают человеку скрыть своё собственное мнение и избежать неудобных моментов в общении, конфликтных ситуациях. Чем ...

Особенности обучения при переходе из начальной школы в среднюю
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе — одним из труднейших периодов школьного обучения. [46, c.19]. Проблемы пятиклассников связаны с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необхо ...