Информация » Особенности наглядно–образного мышления умственно отсталых дошкольников » Современные представления о мыслительной деятельности

Современные представления о мыслительной деятельности
Страница 3

Мышление-это вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними( Я.Л.Коломенских, Е.А.Панько).Таким образом получается, что мышление представляет собой социально обусловленный процесс поисков и открытий новых понятий, знаний, явлений действительности, а также их опосредованного отражения в результате анализа и синтеза. При его помощи человек проникает в сущность предмета или явления и определяет взаимосвязи и отношения их между собой. Первая особенность мышления- его опосредованный характер. То, что человек не может опознать прямо, непосредственно, он познает косвенно: одни свойства через другие. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта- ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретенные теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторя особенность мышления - его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется отдельно, конкретно. Мышление невозможно без «языка» и , по мере развития речи, развивается мышление человека(И.П.Павлов).

И.П.Павлов писал о том, что речевые сигналы «представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщения, что и составляет специально человеческое высшее мышление».Таким образом, обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщенность также присуща и образам( представлениям и даже восприятию).Но там она ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово- устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системных знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые, звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и прочее. Мышление - высшая ступень познания человеком действительности (Л.С.Выготский). Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств, эти единственные каналы связи организма с окружающим миром, поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признак его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов. Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений бывают иногда очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило,- деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально –волевой. Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно с речеслуховыми и речедвигательными (Л.А.Венгер). Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учет условий действия, планирование, наблюдение. В процессе действия человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность- основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления. Мышление- функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре головного мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании. Таким образом, можно выделить функцию и задачи мышления. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Природа мышления и психология его развития по- разному объяснялись разными школами, как за рубежом, так и в России. Психология мышления, как направление появилась лишь в 20 веке. До этого господствовала ассоциативная теория, которая сводила содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности протекания мышления – к ассоциативным законам. Проблемы мышления стали осознаваться, начиная с 17 века. Концепция сенсуализма состояла в понимании познания как созерцания. Сенсуалисты выдвинули принцип: « нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях». На этой основе развивались концепции сенсуалистской ассоциативной теории ( А.Бэн. Д.Гартли), согласно которой все мыслительные процессы основываются на репродукции чувственных данных, то есть, накопленного сенсорного опыта. Эта репродукция происходит по принципу ассоциации. Для объяснения направленного характера мышления появилось понятие персервации- тенденции представлений удерживаться. Крайняя форма персервации- навязчивая идея. Так, Г.Эббингауз определил мышление как « нечто среднее между скачком идей и навязчивыми представлениями». Таким образом, он попытался объяснить мышление совокупностью двух патологических состояний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Зависимое расстройство личности
Люди с зависимым расстройством личности считают себя беспомощными и поэтому пытаются привязаться к более сильному человеку, который обеспечит их средствами для выживания и счастья. Представление о себе. Они чувствуют себя нуждающимися, слабыми, беспомощными и некомпетентными. Представление о других. Они идеализируют образ сильного «оп ...

Задача2.
Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что ребенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 мес, сидеть научился к 9 мес, ходить - в 1 год и 5 мес. Отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь -к 4 годам. В детском саду программу не усваивал. ...

Поведенческие методы
Существуют три цели использования поведенческих методов. Во-первых, психотерапевт может столкнуться с необходимостью работать, непосредственно изменяя пагубные формы поведения. Во-вторых, пациентам может не хватать навыков, и психотерапия должна включать в себя в качестве компонента построение этих навыков. В-третьих, поведенческие зада ...