Современные представления о мыслительной деятельностиСтраница 7
Считается доказанным, что словесно-логическое мышлени- наиболее поздний продукт исторического развития мышления и что переход от наглядного к абстрактному мышлению составляет центральную линию этого развития. В онтогенетическом развитии мышления ребенка особую роль играет целенаправленные воздействия взрослого в форме обучения и воспитания. Мышление наглядно- действенное, наглядно-образное и словесно- логическое - последовательные стадии развития мышления.
Мышление изучалось в психологии как интроспективными, так и объективными методами. При этом широко применялись все основные методы сбора эмпирического материала: наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов деятельности ( особенно , контент- анализ).
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что мышление-предмет комплексных, междисциплинарных исследований. В исследовании мы отталкивались от определения Филатова: мышление-это высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс ,представляющий собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов , явлений и ситуаций. На наш взгляд, это определение наиболее полно отражает все аспекты ,входящие в мыслительную деятельность .
В структуру мышления входят мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение, классификация и систематизация.
Сравнение- это мыслительное сопоставление предметов и явлений с целью установления сходства и различий между ними.
Анализ- это мыслительное расчленение предмета или явления на составляющие его части, выделение в нем конкретных элементов, признаков и свойств.
Синтез- это операция, противоположная анализу, которая выражается в мысленном соединении отдельных элементов, частей и признаков познаваемого объекта в единое целое.
Абстрагирование- мысленное отвлечение второстепенных признаков и выделение только наиболее существенных особенностей и свойств познаваемого объекта.
Конкретизация- это мысленный переход от общего к частному.
Обобщение- это выделение свойств и характеристик, общих для некоторой группы предметов и явлений.
Классификация-это разделение и последующее объединение по каким-либо критериям.
Систематизация- это разделение и последующее объединение групп и классов.
Существует множество классификаций мышления. Согласно различным основаниям выделяются такие виды мыслительной деятельности как: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно- логическое.
Наглядно-образное мышление- это вид мышления, которое осуществляется на основе преобразования образов восприятия в образы- представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно- концептуальной форме.
Психологическая структура взаимопонимания
В психологической науке взаимопонимание рассматривается как комплексный феномен, состоящий, по крайней мере, из четырех компонентов.
Во-первых, взаимопонимание — это согласование индивидуальных точек зрения на объект понимания — природного явления, социального события, обсуждаемой темы и т.п. Объектом понимания всегда является и фрагме ...
Уровни взаимопонимания
Можно различать три уровня взаимопонимания в зависимости от того:
1. совпадает ли система социальных и индивидуальных значений у общающихся, с одной стороны, и нет совпадений в уровне взаимооценки личностных качеств – с другой;
2. когда совпадает не только система значений (социальных и индивидуальных), но и уровень взаимной оценки ли ...
Практическая работа по исследованию влияния тревожности родителей на
формирование умственных и творческих способностей старших дошкольников. Программа
исследования
Эксперимент по исследованию влияния уровня тревожности родителей на формирование умственных и творческих способностей старших дошкольников проводился в дошкольном образовательном учреждении №65 “Морячок”. Испытуемые – дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) и их родители. Количество детей, участвовавших в исследовании – 20 человек ...