Классификация основных направлений использования информационных технологий
в жизни ребенка. Использование информационных технологий в
учебном процессеСтраница 6
Авторы проекта выделяют несколько задач, стоящих перед программами преподавания информатики:
1. Компьютерная грамотность. Здесь особенно важно научиться разумно пользоваться компьютерами в повседневной жизни. Задача должна решаться в программе неполной средней школы.
2. Применение инструментария в других предметах. Это задача для средних и старших классов средней школы.
3. Применение информатики в других предметах. Данная задача будет решаться в старших классах полной средней школы.
4. Применение информатики в профессиональной деятельности. Эта проблема должна решаться в рамках профессионально-технического обучения по программе полной средней школы.
Специалисты ЮНЕСКО подчеркивают важность достаточно высокого уровня развития материально-технической базы проекта, наличие необходимого количества компьютеров и периферийного оборудования; невыполнение указанных условий может негативно сказаться на результатах реализации проекта.
Важным также является внедрение информатики в более широком плане с помощью преподавателей по другим дисциплинам. Например, при изучении естественных наук, математики, иностранных языков, общественных наук, искусства, музыки, биологических наук вполне могут быть использованы некоторые возможности компьютера: текстовые процессоры, настольные издательские системы, графика, электронные таблицы, базы данных, распознавание речи, моделирование и имитация, статистика и др.
Остановимся более подробно на психологических особенностях данного возраста.
Как отмечает А.В.Мудрик, "важнейшими социальными потребностями раннего юношества являются потребности в общении и обособлении, в достижении и поиске". Из этого, в частности, следует, что обучение как таковое перестает быть ведущей потребностью. "Потребность в общении имеет специфически человеческий характер и формируется у ребенка в процессе взаимоотношений, складывающихся у них с окружающими людьми" [5,269]. Причем, как считает указанный автор, хотя эта потребность становится все более значимой с возрастом, в этом процессе возможны "временные остановки и даже регресс". Но все же одним из типов развития этой потребности является юность [5,269]. "Потребность к обособлению, - пишет автор, - находит свое конкретное выражение как в общении (в особенности в составе более или менее широких общностей), так и в уединении. Важной является потребность в достижении, которая может реализоваться по-разному: у одних в сфере познавательной деятельности, у других в различного вида хобби, у третьих в спорте и т.д." [5,279].
По мнению Д.И. Фельдштейна, также весьма важной является "осознание социальной нужности, социальной полезности выполняемой деятельности". Автор пишет: "Для многих подростков сегодня оказывается не столь важным признание значимости их деятельности группой, сколь собственное осознание социальной нужности, социальной полезности выполняемых действий, объективно признаваемой в мире взрослых [6,165].
При компьютерном обучении в средней школе необходимо учитывать все вышеперечисленные потребности данного возраста и опираться на них. Бучение может оказаться особенно интересным и полезным, если учащимся будет предоставляться возможность социально-полезной деятельности, например, составление расписания и графика дежурств для школы, разработка наглядных пособий для детских садов, помощь в сборе и обработке данных по различным социальным вопросам и многое другое. При этом, конечно, важно, чтобы работа за компьютером не занимала все свободное время и не сказывалась отрицательно на физическом развитии подростков.
Еще одним важным вопросом, относящимся к использованию информационных технологий детьми разного возраста, является вопрос о взаимодействии детей с отклонениями с компьютером. "Исследования и демонстрационные проекты по стране показали, что компьютеры оказывают благотворное влияние на интеллектуальное, образовательное и языковое развитие детей с отклонениями (начиная от совсем маленьких, до подростков). Большинство приспособлений для работы с компьютеров взрослых с физическими недостатками работают так же хорошо, а иногда даже лучше, для детей. Это связано, в частности, с тем, что, в отличие от взрослых, для детей все ново, компьютеры не создают у них особых страхов. Для некоторых детей компьютер дает детям возможность социального взаимодействия со сверстниками и родителями, которое в противном случае было бы невозможно. Для родителей детей с умственными отклонениями компьютер как бы открывает окно в умы их собственных детей, помогая понять, как и что они думают. А иногда и как они будут думать [7,1]. За рубежом работают специализированные компании, которые оказывают помощь в выборе компьютеров и другого оборудования для таких детей. Конечно, нельзя не согласиться, что информационные технологии и, в частности, компьютеры могут во многом помочь при обучении детей, особенно с физическими отклонениями и позволяют им получить профессию. Однако важно, чтобы компьютер не был единственным связующим звеном соединяющим таких детей с окружающим миром.
Профессиональные особенности понимания человека человеком
Каждый человек становится субъектом познания других людей лишь при том непременном условии, если он включается в какой-то вид деятельности, благодаря чему между ним и окружающими его людьми возникает множество определенных отношений. Н.Ф.Федотовой была доказана определяющая роль деятельности в формировании у ее участников знаний о людях ...
Факторы, влияющие на эмпатийность
К. Мерфи было доказано, что проявление эмпатии детьми зависит от степени близости с объектом (чужой или близкий человек), частоты общения с ним, интенсивность стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы), от предыдущего опыта эмпатии. Развитие эмпатии напрямую связано с изменением темперамента у ребенка, его эмоциональной возбудимости, а ...
Принципы организации коррекции психического развития
Исходной теоретической основой разработки принципов организации коррекционной работы стали учение о закономерностях и движущих силах психического развития ребенка, развиваемое в советской психологии в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и другие; богатый педагогический опыт, накопленный в обществ ...