Классификация основных направлений использования информационных технологий
в жизни ребенка. Использование информационных технологий в
учебном процессеСтраница 3
По мнению авторов программы, школьники должны работать в трех возрастных группах (4-5, 6-9 и 8-11 лет). Для сравнения с данными, полученными на базе Интернета, должны использоваться погодные прогнозы 11 канала телевидения и Научного центра Карнеги. Связь между школьниками предполагалось осуществлять через электронную почту. К 1995 г. в каждом классе должно было быть установлено 2 компьютера с доступом в Интернет. Группа родителей взялась за создание системы распространения информации, получаемой учащимися, в местной информационной сети. Обучение сбору и обработке данных должно было происходить постепенно: сначала - через локальную сеть - из аудитории в аудиторию; постепенно школьники научатся собирать метеорологическую информацию по всему миру [2,2]. Используя опросники, которые будут предлагаться для заполнения родителям и учащимся, планировалось выяснить, какие еще средства необходимо для реализации Погодного проекта, который, по мнению преподавателей, в качестве основной цели рассматривает активизацию учащихся в процессе обучения, переход от пассивного к активному обучению.
Остановимся на психологических особенностях обучения младших школьников. Известно, что ведущей в данном возрасте является учебная деятельность. Как указывает Д.Б. Эльконин, "учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте, потому что, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом", во-вторых, в них осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка, так и отдельных психологических процессов [3,158]. И поэтому невозможно объяснить появления "основных новообразований … без анализа учебной деятельности и ее уровня". Основой содержания учебной деятельности является усвоение, хотя оно "возможно … и в других видах деятельности: в игре, в процессе решения практических задач и т.п." Согласно Эльконину, основной единицей учебной деятельности является учебная задача, которую следует отделять от других практических задач. Это отличие заключается в том, что ее цель и результат состоят "в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, которыми действует субъект" [3,158].
Учебная задача состоит из учебной цели и учебных действий. Эльконин полагает, что современная ему "методика обучения в младших классах арифметике и русскому языку построена без учета необходимости формирования учебной деятельности" [3,158]. Это может вызвать трудности при переходе в среднюю школу, причем уровень учебной деятельности "не должен отожествляться с уровнем умения самостоятельно выполнять определенные задания". По мнению указанного автора, успешное формулирование учебной деятельности требует существенной реорганизации учебной деятельности.
Возможно, компьютерное обучение будет способствовать такой реорганизации и более успешному овладению учебной деятельностью, в частности, в ходе реализации проектов, подобных описанному выше "Погодному проекту" Питтсбургской школы, США. Однако это может произойти при обязательном условии, что этот процесс не будет иметь следствием лишь выработку учащимися умения выполнять определенные задания, набор операций и не будет рассматриваться как замена других предметов, если он не будет мешать, например, развитию навыков письма, чтения, изобразительной и игровой деятельности, также важных в этом возрасте.
Далее остановимся на возможности пропедевтики основ информатики в 1-4 классах.
«Пропедевтика основ информатики» понимается нами как методическая система, направленная на формирование у учащихся 1-4 классов таких первоначальных основ фундаментальных знаний и способов деятельности, которые способствовали бы более эффективному изучению курса ОИВТ и явились бы первым опытом внедрения новых информационных технологий в начальную школу». [17]
По мнению В.А. Буцика, « включение учащихся 1-4 классов в процесс изучения элементов информатики является по сути стратегической задачей во всей системе обучения основам информатики» [17,38]. Он пишет о том, что именно в младшем школьном возрасте происходит первое знакомство учащихся с изучением свойств и явлений окружающего мира. В математике они (это свойства и явления окружающего мира) находят отражение в геометрических фигурах, в числовых характеристиках изучаемых величин и их отношениях. В других предметах – в категориях классификации, распознания, уточнения т.д. В основании возможностей пропедевтики основ информатики автор опирается на современные психолого-педагогические теории развития школьников, особенности формирования понятий и способов деятельности в этом возрасте. Прежде всего автор исходит из принципа деятельностного подхода в обучении, разработанного А.Н. Леонтьевым. Для определения возрастной периодизации развития детей А.Н. Леонтьев берет ведущую деятельность. Он показывает, что именно в процессе ведущей деятельности у ребенка складываются новые отношения с социальной средой, формируются новые знания и способы их получения [19]. Д.Б. Эльконин, давая новую характеристику периодизации, отмечает, что ведущей деятельностью младшего школьного возраста является учение, в процессе которого формируется память, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира…Для нас представляет интерес концепция развивающего обучения, предлагаемая В.В. Давыдовым.» Автор «предлагает новый подход к постановке обучения младших школьников.
Ринолалия
Одним из видов механической дислалии является ринолалия (гнусавость). Ринолалия бывает двух видов: открытая и закрытая. При открытой ринолалии струя воздуха при акте речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает вследствие расщепления твердого и мягкого нёба, пареза мягкого нёба после дифтерии. Поскольку мягкого нёба нет или его д ...
Практическая часть. Экспериментальное исследование отношения младших
школьников к информационным технологиям, и воздействие информационных
технологий на детей. Цели эксперимента
В практической части нашей работы будет описан эксперимент, проведенный нами в начальной школе ОАО «Газпром» и в Православной гимназии города Москвы, целью, которого являлось выявление влияния информационных технологий на отношение к миру детей младшего школьного возраста с различным мировосприятием.
В первой части нашего эксперимента ...
Методические средства
тренинга: групповые методы и инструменты обучения
В процессе группового психологического тренинга ведущий использует различные методы групповой работы, методические средства и приемы. Данные приёмы подробно описаны в отечественной литературе по рассматриваемой проблематике [13,24,29,31,45,46,47,83,88].
В рамках конструированного нами тренинга были использованы следующие методы, перечи ...